Консультации, игры, скороговорки в помощь мамам и папам.
презентация к уроку (подготовительная группа)

«Главные направления в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Главные направления в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста».

        Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

        Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.        

         В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.         

        Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении.

        Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь. В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения.         Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения.

         В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании.

        Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения. Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

        Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности, прежде всего, следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту.         

        Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков.

        Для достижения этих целей педагогам          группы необходимо вести тесную взаимосвязь с родителями         , сотрудничество и поддержку.

        До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.


Что должен уметь ребёнок в речевом развитии

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА 


1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). 
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул). 
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). 
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно. 
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 
12. У части детей слабый, тихий голос. 

                УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА 


1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 
7. Понимает несложные сюжетные картинки. 

                УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА 

  1. Словарный запас достигает 2000 слов. 
    2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 
    3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 
    4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 
    5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 
    6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 
    7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
    8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 

  2.                 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ 

  3. 1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
    2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 
    3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 
    4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 
    5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 
    6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 
    7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           

Театр  волшебный мир

“Театр – это волшебный мир.              

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее                              

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это можно осуществить в театре.

Театр – это средство эмоционально-личностного воспитания детей в детском саду. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с настроениями, чувствами, героев. Театрализованная игра – средство  самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Чтобы организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги,  и т.д.).

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка. Особенности его эмоционально – личностного развития. Интересы, склонности, предпочтения и потребности. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности. Возрастные и полоролевые особенности.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями

мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей.

Как научить ребенка не бояться проявлять чувства, эмоции, желания,

взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь

посторонних слушателей?  Большое значение в решении данных проблем имеет развитие театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные

ситуации, используя, различные персонажи. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения человека к выступлению перед аудиторией.  

Театральная  игра  направлена  на  развитие  игрового  поведения,

эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и

уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Игры учат ребенка  умению  ориентироваться  в  окружающей  обстановке,  развивают произвольную  память  и  быстроту  реакции,  умение  согласовывать  свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют  адаптации  детей  в  коллективе  сверстников  и  создают предпосылки для успешной учебы в школе за счет эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов. 

         Работа по развитию  эмоционально – личностной сферы детей проводится в игровой форме. Можно использовать следующие игры и упражнения: «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Азбука настроения», «Этюды на выражение различных эмоций».

Игра «Пиктограммы»

 Цель: тренировка распознавать эмоциональное состояние по мимике.

 Оборудование: два набора карточек (разрезанный и целый)

 Ход игры: детям даётся набор, по которым они распознают эмоции и определяют эмоцию. После определения настроения, изображённого на каждой пиктограмме, дети разбиваются на пары. У каждого свой набор пиктограмм. Один называет эмоцию, другой должен найти у себя соответствующую пиктограмму.

             Игры на выражение отдельных черт характера, проводились игры «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Рисуем эмоции пальцами», «Как улучшить настроение»

Игра « Рисуем эмоции пальцами»

 Цель: упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния.

 Оборудование: лист бумаги, гуашь разных цветов.

 Ход игры: педагог предлагает нарисовать свои эмоции или настроение пальцами, используя баночки с гуашью. Рисунки, отражающие плохое настроение, можно порвать или выбросить.

             Игры, имеющие психотерапевтическую направленность, использовались следующие задания: «Комплименты», «Зеркало», рисование на темы: «Моё лицо», «Мои сны», « Я боюсь…»,  «Когда я злой…».

Упражнение «Комплименты»

 Ход упражнения: ребёнок встаёт в центр круга, а дети по очереди говорят ему несколько добрых слов, хвалят и желают что – то.

       Упражнения для мышечного расслабления проводились для рук, туловища, ног, шеи.

           Продолжение работы было направлено на отработку правильного речевого дыхания, и отрабатывалось в следующих играх: «Приятный запах»,  «Соседи»,  «Обгони»,  «Волшебное зеркало», «Дождик – дождик», «Палочка – выручалочка»,  «Повар» и другие.

Игра «Приятый запах»

 Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: один душистый цветок, фрукт.

 Ход игры: дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу, например такую, «Очень хорошо», «Очень приятный запах» и т. д.

Игра «Повар»

 Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

 Оборудование: поварской колпак.

 Ход игры: дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках колпак. Дети хором произносят стихотворение:

 Будем в повара играть,

 Никому нельзя зевать.

 Если повар будешь ты,

 То скорей кругом иди.

 После слов « Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу идут по кругу.  Кто первым обойдёт ( не бежать!) круг, тот выигрывает.

На развитие голоса проводились такие игры: «Успокой куклу», «Вьюга», «Перебежки», « Кто кого?», «Узнай по интонации»

Игра «Перебежки»

 Цель: развитие силы голоса, активизация мышц губ.

 Оборудование: мел, стульчики.

 Ход игры: дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей по своему выбору вызывает другого: «АУ, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему и они меняются местами.

             По   формированию эмоциональной лексики проводились игры на подбор антонимов и синонимов: «Скажи наоборот», «Подбери словечко»,  «Скажи ласково»,  «Какое слово не подходит»

           Ещё одним приёмом работы над эмоционально - волевой сферой дошкольников  является- отработка дикции. В работе использовались такие игры и упражнения: «Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок»

Игра «Цапля»

 Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

 Ход игры: Дети встают на одну ногу, руки разводят в стороны и представляют, что они цапли. В таком состоянии дети проговаривают следующее стихотворение.

 Очень трудно так стоять,

 Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

 За соседа не держаться.

Игра «Цветок»

 Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

 Ход игры: руки подняты вверх (бутон), дети представляют, что они цветы. Во время чтения стихотворения руки постепенно раскрываются (бутон распускается), покачивают руками, а затем снова соединяют руки.

 Наши нежные цветки распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

 Тихо засыпают – головой качают.

 Отработка дикции тесно связано с произношением, поэтому мною был

 подобран  сборник  «Малые формы русского народного фольклора в работе над звукопроизношением». Он включает в себя потешки, поговорки, пестушки, заклички, подобранные для отработки определённого звука в речи и дифференциации  с другими звуками. Например, на звук [С] : «Не в свои сани не садись», «Весна красна цветами, а осень снопами», дифференциация с другими звуками:

 Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка,

Ты его поймайка.

        Итоговым приёмом работы с детьми по развитию эмоционально – личностной сферы детей   стала -  организация театрализованной постановки  которая формирует такие качества  личности,  как  автономность,  активность,  предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность,

Таким  образом,  с  помощью  театральной  деятельности  формируется

личность  ребенка,  реализуются  ее  потенциальные  возможности  и  первые

творческие  проявления.  В  театрально-игровой  деятельности  происходит

интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной

сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности  на

личность  ребенка  позволяет  использовать  их  в  качестве  сильного,  но

ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.



Предварительный просмотр:

Игры

Игра «Угадай, кто я»

Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.

Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.

В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Цепочка слов от А до Я»

Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву о, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з— заяц, третий— на ц, цапля, четвертый—яблоко и т.д.

 Игра «Горячий картофель»

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

 Игра «Музыкальный стул»

Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается.

Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

 Игра «Проверка памяти»

Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.

 Игра «Музыкальный стул»

Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается.

Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

 Игра «Угадай, кто главный!»

Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает.

Задача водящего — попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.

Игра «Краски»

Дети выбирают по жребию «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки— «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», он приглашает «по-купателя». «Покупатель стучит»:

 Тук, тук!

 Кто там?

 Покупатель!

 За чем пришел?

 За краской.

 За какой?

 За голубой.

 Если голубой краски нет, «хозяин» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же «покупатель» угадал цвет краски, то игрока-«краску» он забирает себе.

 Когда «покупатель» отгадает несколько красок, он становится «хозяином», а «хозяин» выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с «хозяином» разговаривает один «покупатель», затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает «покупатель», который угадал больше красок.

 Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается «поймать» угаданную «краску». При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.

 Игра «Поехали-поехали»

 Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водя-щего — говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая «Поехали-поехали». Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит «Самолет!», а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть «Нога!», а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

 Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

 Игра «Подскажи словечко»

Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме.

Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.



Предварительный просмотр:

Игры на превращения

Превращение предмета

 Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

 Ход игры. Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

 Варианты превращения разных предметов:

 •    карандаш – ключ отвертка, вилка, градусник, зубная щетка, дудочка, расческа;

 •    маленький мячик – снежок, колобок, яблоко, ежик, картошка.

 Превращение детей

 Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

 Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Король (народная игра)

 Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

 Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

 Работники: Здравствуй, король! Король: Здравствуйте!

 Работники: Нужны вам работники? Король: А что вы умеете делать?

 Работники: А ты отгадай!

     Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессию работников.

День рождения

 Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

 Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, ч



Предварительный просмотр:

Музыкально-пластические импровизации

Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Утро

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром…

Музыкальное сопровождение: «Утро», Э.Григ.

 В стране цветов

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

П.И.Чайковский.

Умирающий лебедь

Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.

Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь», К.Сен-Санс («Карнавал животных»).

Танцующий огонь

Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры…

Музыкальное сопровождение: «Время, вперед!», Г.Свиридов.



Предварительный просмотр:

Скороговорки

 Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза —быстро, без ошибок.

 Едет с косой косой козел.

    Ехал Пахом на козе верхом.

      Ткач ткет ткани на платок Тане.

        Все бобры добры до своих бобрят.

           Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

              Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

                Дали Клаше каши с простоквашей.

                   Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

 Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

     Маша дала Ромаше, сыворотку от простокваши.

         Купила бабуся бусы Марусе.

             Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

                 Шапкой Мишка шишки сшиб.

                       Маленькая болтунья молоко болтала-болтала,не выболтала.

 Если бы да кабы, во рту выросли бобы,и был бы не рот, а целый огород.

      Осип охрип, Архип осип.

         Летели лебеди с лебедятами.

              Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.            Как в капюшоне он был смешон.



Предварительный просмотр:

Считалки

 На златом крыльце сидели

 Царь, царевич,

 Король, королевич,

 Сапожник, портной.

 Кто ты будешь такой?

 Говори поскорей.

 Не задерживай добрых

 И честных людей.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Выходи, тебе искать!

 Шла лисичка по тропинке

 И несла грибы в корзинке —

 Пять опят и пять лисичек

 Для лисят и для лисичек.

 Кто не верит — это он,

 Выходи из круга вон!

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышел зайчик погулять.

 Вдруг охотник выбегает,

 Прямо в зайчика стреляет:

 Пиф-паф, ой-ой-ой!

 Умирает зайчик мой.

 У ребят Спрятан клад,

 Кто отыщет, будет рад,

 Кто отыщет, тот расскажет,

 Тот расскажет и покажет.

 Если сможешь отыскать,

 Не забудешь рассказать,

 Не забудешь показать,

 Как у нас на сеновале

 Две лягушки ночевали.

 Утром встали, щей поели

 И тебе водить велели.

 Испекла пирог Надюша,

 По куску дала Катюше,

 И Валюше, и Иринке,

 И Светланке, и Маринке.

 У Катюши и Маринки

 Два куска в одной корзинке.

 Кто пирог умеет печь,

 Растопи скорее печь!

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Ты иди скорей искать!

 Жили-были два дружка,

 Два заядлых рыбака.

 На заре до петухов

 Накопали червяков

 И другой приманки

 Две стеклянных банки.

 (Е. Ружанский. Рыбаки)

 Наша Маша рано встала,

 Кукол всех пересчитала:

 Две Маринки на окошке,

 Две Аринки на перинке,

 Две Танюшки на подушке,

 А Петрушка в колпачке

 На дубовом сундучке.

 (Е. Благинина. Считалка)



Предварительный просмотр:

Творческие игры со словом

Портрет героя

Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Ход игры. Педагог называет детям имя героя, например, Немилуша, Нехочуха, и предлагает им описать внешность и характер героя.

Сочини сказку

Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например, «Жила-была гусенка…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

Вопрос - ответ

Цель: учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

Винегрет из сказок

Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением персонажей из разных сказок, например, Красная Шапочка, Колобок, Бармалей, Машенька, Золотая рыбка, и сочинить новую сказку с данными персонажами.

Фантазии о…

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом или предметом. Ход игры. Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь (существо) чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, т.п.



Предварительный просмотр:

Упражнения на три виды выдыхания

 Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

 Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

 Свистит ветер      - ССССССС…

 Шумят деревья    - ШШШШШ…

 Летит пчела         - ЖЖЖЖЖ…

 Комар звенит       - ЗЗЗЗЗЗЗ…

 Второй вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

 Работает насос     - ССССС! ССССС! ССССС!

 Метет метель        - ШШШ! ШШШ! ШШШ!

 Сверлит дрель      - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!

 Третий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

 Кошка сердится    - Ф! Ф! Ф!

 Пилит пила           - С! С! С!

 Заводится мотор   - Р! Р! Р!

 Игры и упражнения на опору дыхания

 Эхо

 Ведущий                                                                             Дети

 Собирайся, детвора!                                                         Ра! Ра!

 Начинается игра!                                                               Ра! Ра!

 Ты ладошек не жалей!                                                      Лей! Лей!

 Бей в ладошки веселей!                                                    Лей! Лей!      

 Сколько времени сейчас?                                                 Час! Час!

 Сколько будет через час?                                                  Час! Час!

 И неправда: будет два!                                                      Два! Два!

 Идет кругом голова!                                                          Ва! Ва!

 Как поет в селе петух?                                                       Ух! Ух!

 Да не филин, а петух?                                                        Ух! Ух!

 Вы уверены, что так?                                                         Так! Так!

 А на самом деле как?                                                         Как! Как!

 Если кто-то закукарекал, отдает фант, игра начинается сначала.



Предварительный просмотр:

Развитие эмоций у детей через театрализованную деятельность

Хочется поделиться с коллегами своим небольшим опытом. Может быть, моя статья не станет руководством к действию, но думаю, она поможет многим педагогам в работе с детьми.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Особо остро данная проблема прослеживается у детей воспитывающихся в детских домах. В последнее время число таких детей резко возрастает. В исследованиях посвящённых проблемам развития и воспитания детей-сирот проводимых И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской отмечается, что в настоящее время у детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, прослеживается нарушение психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что в свою очередь приводит к трудностям в взаимоотношениями с окружающими.

Работая в детском доме, я заметила действительно, что дети, которые приходят к нам в детский дом они замкнутые, многие очень агрессивные, не умеют выражать свои мысли и эмоции. И я решила начать работать с детьми через театрализованную деятельность. Ведь именно театр и искусство помогает понять другой мир, мир эмоций, переживаний.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребёнка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. (конспект занятия с ds50.ru) Дети становятся более раскрепощёнными, общительными.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Они пользуются неизменной любовью у детей. Дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Дети смеются когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы придти на помощь.

Во время игры ребёнок чувствует себя раскованно, свободно. Я различаю театрализованные игры в зависимости от эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Подбираю сказки, стихотворения или сюжеты, которые наиболее ярко могут отразить эмоциональный мир ребёнка. Произведения подбираю как весёлые, так и грустные с учётом познавательных ценностей детей. Например: детям старшего дошкольного возраста очень нравится сказка, “Красная шапочка” Ш Перро. Эту сказку мы с детьми переделали и волк не съедает красную шапочку, а помогает ей в путешествии по лесу заяц, который предупреждает её об опасности.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или на магнитной доске. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой, но при этом его пантомимика не развивается, так как действует неподвижной игрушкой. Часто дети обыгрывают сюжет который происходил с ними в жизни, конец бывает печальный, но в игре можно изменить ход событий. Воспитатель спрашивает, а что можно было бы сделать по-другому и ребёнок начинает самостоятельно придумывать другой ход событий. Настроение у него улучшается, и он смотрит на мир другими глазами.

Наиболее интересны детям игры-драматизации, в этом случае ребёнок играет сам - используя интонацию, мимику и пантомимику. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Так же в работе с детьми использую и игры – упражнения на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить в любое свободное время в группе и на прогулке. Приведу пример нескольких игр:

Игры-упражнения:

1. Выбери девочку.

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. (конспект занятия с ds50.ru) Дети выбирают из предложенных карточек с изображением весёлой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.

Зайку бросила хозяйка,-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

- Ребёнок обыгрывают сюжет с зайчиком. Потом задаю вопрос: “Какая девочка бросила зайку?”. Дети поднимают соответствующую карточку.

Далее читаю стихи – “Бычок”, “Уронили мишку на пол”, “Я люблю свою лошадку”. (конспект занятия с ds50.ru) Дети обыгрывают по очереди сюжет, а остальные поднимают соответствующие карточки.

2. Джин.

Цель: развитие выразительных движений, групповая сплоченность

Описание игры. (конспект занятия с ds50.ru) Дети встают в круг с поднятыми вверх руками, направленных к центру и изображают бутылку, в которой живёт Джин. Ребёнок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов “Крибле! Крабле! Бумс!”, которые все дети произносят хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себя выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

3. Я животное.

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. (конспект занятия с ds50.ru) Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь и т.д.

Также использую разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания:

1. “Ваське стыдно” (этюд на выражение стыда).

У девочки Гали была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул её на пол. Увидела это Галя и стала ругать Ваську: “Зачем, ты Васька мою куклу уронил?” А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

2. “Баба-Яга” (этюд на выражение гнева).

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. “Уходи” (этюд на выразительность жеста).

Ребёнок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

Таким образом, чтобы работа по театрализованной деятельности проходила успешно, необходимо её проводить в комплексе, использовать театрализованные игры, игры-драматизации, этюды, игры-упражнения.

Если вы взглянули в зеркало и там никого не обнаружили - вы неотразимы.

Если память часто изменяет, значит у нее большая потенция.

Я — оружие массового потрясения. Женщины придумали проституцию, чтобы им платили за секс.

Мужчины придумали брак, чтобы им не платить за секс.

Поэты придумали любовь, чтобы все это не выглядело так отвратительно.

Если правильно бросить мужа, то он обязательно вернется … как бумеранг.

Не падай духом - ушибешься.

Весна наступила: мальчики набухают, девочки распускаются.

Видит Илья Муромец камень, а на камне написано…, и накакано, и наблёвано.

Чем больше получаешь знаний, тем меньше времени на то, чтобы их использовать.

Не бывает безвыходных ситуаций. Бывают ситуации, выход из которых тебя не устраивает.

В России две беды - морозы и отморозки.

Деньги - зло. Придёшь в магазин, прямо зла не хватает.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили воспитатели подготовительной группы №1: Городнова Н.В. Черненко К.С. .

Слайд 2

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Слайд 3

-что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Слайд 4

Оправдание детских и родительских ожиданий -зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе

Слайд 5

это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников

Слайд 6

Психологическая готовность к школе возникает: -у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в труде, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения) Выделяют 3 вида психологической готовности Личностная Волевая Интеллектуальная

Слайд 7

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается Тяготеет к шаблонным действиям и решениям Тяготеет к шаблонным действиям и решениям Не может включиться в общий режим работы класса

Слайд 8

Психологически готовый к школе ребенок Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение Личностная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками

Слайд 9

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями .

Слайд 10

достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Слайд 11

Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

Слайд 12

-это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте Исследовательский интерес юного Естествоиспытателя тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Слайд 13

самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, Активно Интересоваться окружающим миром.

Слайд 14

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Умение сосредоточиться, управление эмоциями . Волевая готовность к школе Адекватная самооценка и положительный образ себя.

Слайд 15

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Слайд 16

искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Слайд 17

Организовывайте в свободное время игры в "Школу". Устраивайте короткие (на 15-20 минут) "уроки" в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя.. -и обязательно хвалить его, если он их выполнил. Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям

Слайд 18

Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.

Слайд 19

После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.

Слайд 22

постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Слайд 25

Познакомиться с новостями детского сада и интересующими вас услугами, найти ответы на свои вопросы вы можете на сайте нашего детского сада https://dou29.edu-nv.ru/ В случае не посещения детьми детского сада, для вас работает ссылка на дистанционное обучение https://kristinamarinina93.wixsite.com/mysite/fotografii-zanyatij-na-samoizolyaci Сайт Городновой Натали Викторовны https://nsportal.ru/gorodnova-natalya-viktorovna Сайт Черненко Кристины Сергеевны http://marinina_k_s.a2b2.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь маме и папе Мультитека

Примерный перечень советских мультфильмов для семейного просмотра...

В помощь мамам и папам!

Памятки для родителей детей раннего возраста...

Буклет "Мнемотехника в помощь мамам и папам"

Мнемотехника в помощь мамам и папам...

Проект «Аудионяня в помощь маме и папе»

ЦЕЛЬСоздание условий для ознакомления старших дошкольников с художественной литературой, через организацию семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» в течение учебного года. ЗА...

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Памятка для родителейМНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ...

Памятка для родителей: " МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ"

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспро...

Консультация "Играем вместе с мамой и папой"

Консультация "Играем вместе с мамой и папой"...