Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями
консультация

Григурко Ирина Анатольевна

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей

с особыми потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей

с особыми потребностями.

                Дети с особыми потребностями испытывают ряд  трудностей при овладении  навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного  и психического развития, трудности, которые испытывают дети  в повседневной практической жизни,  гиперопека  со стороны родителей  - все это снижает  мотивацию к овладению навыками самообслуживания.         Несформированность  мотивации к самообслуживанию может стать  причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

          При формировании навыков  самообслуживания у детей с особыми потребностями необходимо учитывать целый ряд нарушений  общей моторики и функциональных движений кисти и  пальцев рук,  речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

          Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились  автоматизированными навыками.

          Одна из задач, которая  решается в процессе обучения и воспитания детей с особыми потребностями при формировании навыков самообслуживания  - это воспитание привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

          Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно - моторной координации, схемы движения «глаз – рука». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

          Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

          Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

            Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает в руки ребенку, и помогает намылить их.  

           Далее ребёнок должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, ребёнок сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.  

          Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран,  пользоваться мылом, полотенцем. 

         

          Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.  

          Можно использовать: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, шишки, семена для захватывания пальцами и многое другое.

Виды помощи при формировании

навыков самообслуживания

!!! Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие

без всяких подсказок.

Помощь или содействие ребенку может быть:

  • устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;
  • демонстративная – взрослый  показывает  само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно (это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания);
  • наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания;
  • физическая - физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Оборудование:

  • вода должна быть теплой;
  • раковина - на уровне ребенка;
  • мыло должно быть маленьким;
  • крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

     Никогда не давайте ребёнку задание, которое выше его возможностей, – это только расстроит его и подорвет уверенность в своих силах, вместо того чтобы побудить к большей самостоятельности.

          Чтобы ребенку не пришлось сосредоточиваться сразу на многих вещах, пусть он сначала учится мыть руки и лицо сидя. Для ребёнка, который не может достать до обычной раковины, удобно поставить емкость с водой на стол – тогда он сможет направить все свое внимание именно на мытье рук. Если ребенок хорошо удерживает равновесие, он может учиться мыть руки стоя около раковины на высоком стуле. На этом же этапе ребёнок может учиться открывать и закрывать краны, для чего нужно уметь стоя тянуться к объекту и браться за него рукой.

                                                            Ребенок с церебральным параличом : помощь, уход, развитие

     !!! Обучая ребенка самостоятельности, следите за тем, чтобы он все время находился в безопасной позиции и мог бы поддержать себя в случае необходимости.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого,

для развития самостоятельности,

для социальной адаптации ребёнка.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей с особыми потребностями

требует времени,  терпения и

 приносит свои ощутимые результаты.

 

 Источник:

1. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

2. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста..."

В статье изложен материал по формированию культурно-гигинических навыков у детей дошкольного возраста.  При использовании каждый день гиги-ческих навыков ,у детей формируется навык самообслуживан...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников младшего возраста.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

Консультация на тему:  «Особенности  формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»...

Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы

В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....

«Особенности формирования культурно–гигиенических навыков у детей 2-3 лет» (папка-передвижка для родителей)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7530731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 347px; height: 250px; float: left;"}}]]Воспитание культурно – гигиенических нав...