Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста"
консультация

Винокурова Мария Анатольевна

В данной консультации описывается влияние пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста.

 

                                              «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

                                                           В.А. Сухомлинский

 В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность:

- если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы;

- если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

 Умелыми пальчики становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически помогают детям овладеть навыками письма.

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. 
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения—все ему подвластно.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

— Массаж кистей рук. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. 
            — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким. 
            — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. 
    — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. 
          — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 
        — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.     

Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу… 
         Ребенку давайте более сложные задания.

- Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.

- «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
         -   «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
         -  «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
         - «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).  

-   Имитируйте игру на пианино.

-  «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 
         -  «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
…потом массаж 
         -  Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

       -  Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

      -    Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

   - Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.

      -   Резать ножницами.

      -  Конструировать из бумаги (оригами).

      -  Делать пальчиковую гимнастику.

      -  Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

 

      - Рисование по клеточкам хорошо развивает у ребенка произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Для рисования необходимы тетрадь в крупную клетку, простой карандаш и ластик. Перед занятием проверьте, может ли ребенок показать на листе бумаги, где право и лево, верх и низ. Если он затрудняется в ориентировке, опустите ладошки на тетрадный листок и объясните: там, где лежит левая ладонь - это левая сторона, где правая - правая. Покажите ребенку, как нужно считать клеточки, ориентируясь на точку отсчета.

Предложите проверочное задание: провести линию вправо, отсчитав 5 клеточек, а затем влево, отсчитав 8 клеточек от отправной точки.

Теперь приступайте к выполнению задания, посоветуйте внимательно слушать ваши инструкции. Карандаш надо поставить в исходную точку (ее вы заранее ставите сами). Потом получившийся рисунок можно раскрасить по - своему желанию.

Игра «Дом»

От отправной точки.

2влево, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 4вверх, 1вправо, 3вниз, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вниз, 1вправо, 1вниз, 1вправо, 1 вниз, 2вправо, 1вниз, 1вправо, 1вниз, 1вправо,1вниз,11влево, 7вниз,9вправо, 7вверх.

      

                                               http://ds3asha.74214s001.edusite.ru/images/clip_image001zn.jpg

 

Пальчиковая гимнастика

       

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. 
(Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят. 
(Отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра. 
(Отогнуть большой палец)
А для волка - кожура. 
(Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)
Он сердит на нас. Беда! 
(Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда!
(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

         Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.

Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Успехов вам, взрослые и дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

Пальчиковые игры, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторик...

Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста.

О огромном значении мелкой моторики рук для развития речи детей....

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник т...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста.  В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игр...