Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Кудашова Светлана Владимировна

В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, развивающих у детей предпосылки универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования; обеспечение преемственности дошкольного, начального образования.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий:

• личностные,

• регулятивные,

• познавательные,

• коммуникативные.

Личностные предпосылки универсальных учебных действий – основываются на трех принципах:

1. Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);

2. Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности

(какое значение смысл имеет для меня учение);

3. Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностного компонента являются:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

• формирование познавательной и социальной мотивации;

• формирование адекватной самооценки;

• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;

• формирование способности учитывать чужую точку зрения;

• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)

К формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий, можно отнести:

• сюжетно-ролевая игра "Школа";

• экскурсии в школу города,

• встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы,

• чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением,

• ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда;

• рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них,

• создание в группе уголка школьника. участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД основываются на следующих принципах:

1. Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

2. Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

3. Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

4. Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

5. Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

6. Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивного компонента являются:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение сохранять заданную цель;

• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Для развития регулятивных предпосылок УУД используются:

• различные игры и упражнения («Что изменилось»«Найди одинаковые предметы»«Найди отличия»);

• задания построены в виде соревнования двух и более игроков;

• эксперементирование;

• «Преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

Познавательные УУД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта, синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам, сравнения (выделение признака из целого ряда предметов, сериации (установление последовательных взаимосвязей, классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно- следственных связей.

Предпосылками познавательного компонента являются:

• навыки сформированности сенсорных эталонов;

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

• умение выделять существенные признаки объектов;

• умение устанавливать аналогии на предметном материале;

• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

• умение производить анализ и синтез объектов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение ориентироваться в книге;

• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

• умение находить нужную страницу;

• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

• умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);

• умение пользоваться простейшими инструментами.

Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Особо хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место»«Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», участие детей в конкурсах росток и мир.

Хотелось бы подчеркнуть важную роль в развитии познавательных предпосылокУУД тематического уголка, созданного в нашей группе «Грамотеи». Воспитанники активно используют в свободной деятельности учебные пособия, дидактические игры, а также пособия, созданные для использования на занятиях по учебной грамоте.

Коммуникативные УУД – это:

• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

• Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативного компонента являются:

• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• строить понятные для партнёра высказывания.

В нашем детском саду ежегодно проводится фестиваль «Театральный калейдоскоп», в котором наша группа принимает активное участие уже третий год, а также конкурс чтецов «Зимушка Хрустальная»«Наша Родина» - это является одним из главных компонентов коммуникативных УУД.

А также:

• составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;

• игра «Зеркало»;

• «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

• «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо, о предметах (красиво, не красиво);

• обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

• групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

Способы формирования УУД;

• Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;

• Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др. ;

• Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

• Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др. ;

• Развивать коммуникативные способности детей,

• вербальную и невербальную речь, творческие способности

• и навыки самоконтроля;

• Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и

• ее эффективности, а не на достижениях;

А также,

• Дошкольнику требуется личный контакт с ним;

• Атмосфера успеха;

• Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;

• Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;

• Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.

• Поощрение и похвала.

• Принятие его таким, какой он есть;

• Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом, мы видим портрет выпускника ДОУ:

• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

• Любознательный, активный (личностные результаты).

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

• Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление:

- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределениисемейных обязанностей, семейных традициях;

- об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

• Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников

Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность.  В своей работе ...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...