Развитие познавательных интересов дошкольников средствами игры
методическая разработка (младшая группа)

Султанова Заира Сиражуддиновна
Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые годы обучения ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra_sultanova_zaira_s.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Султанова З.С.,воспитатель

                                            ГБДОУ детский сад 38 Красногвардейского района

                                                                                              Санкт-Петербурга

                            ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.        

   Активизация  познавательной деятельности  дошкольников  без формирования его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес дошкольников.

      У  дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

        Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра.

        Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые  годы обучения ребёнка в школе.

Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. 

        Высоко оценивал значение игры, В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

        В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

    Современные педагоги  также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Именно воспитатель пробуждает интерес к занятиям, раскрывает таланты.

  Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

      Игра, учение и труд являются основными видами деятельности  дошкольного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только  к учению, но  и к труду,  сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

       Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.  

 При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно  принять действия, которые  ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

         При наличии интереса дошкольники  занимаются с желанием, большой охотой.

      Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса  детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать  и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей.   

 

Литература

 

Байкова, Л. А. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л. А. Байкова и [др.]. - Рязань : Издательство РГПУ, 1994.

 

Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности / Г. Н. Гришкова, И. Б. Юсубова // Начальная школа. - 2004

Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательного интереса дошкольников средствами игры"

В данной статье освещен вопрос развития познавательного интереса дошкольников средствами игры. Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методам...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступеня...

СТАТЬЯ на тему «Развитие познавательного интереса дошкольника средствами игры»

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться.Прочные знания, умения и навыки они приобретают в проц...

Статья "Интерактивные дидактические игры, как средство развития познавательного интереса дошкольников".

В статье раскрывается опыт работы по созданию и применению интерактивных дидактических игр и игрушек с детьми дошкольного возраста....

Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.

Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....