«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
статья (младшая группа)

Жалилова Гульфия Махмутовна

                                                                                                                                                                 Статья для родителей " Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры"

                                                                                                                                                                                                                  Жалилова Гульфия Махмутовна  ГБДОУ  детский сад №6

                                                                                                                                                                                                                           г. Санкт-Петербург

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

 На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного

воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего

мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию

детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка –

превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра

является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3

лет.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Видные ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств. Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

Предлагаю вашему внимаю несколько игр, которые сделаны своими руками

Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»

Цели: 

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

     Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость. Описание приготовления пособия: Приготовить солёное тесто (смешать 1 стакан соли, 1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»

Цели:

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков. 

Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук. Описание приготовления пособия: Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.

 Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомленности родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития детей через дидактические игры. С этой целью были запланированы и проведены различные мероприятия: консультации о подборе развивающих игр для ребенка;  индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;  оформление информации по данной теме в уголках для родителей;  совместное изготовление дидактических игр;  подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.  В работе с дидактическими играми на сенсорное восприятие используют разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка и др.), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, пояснением, рассказом. Подбирая дидактические игры, обязательно продумывают цель и дидактическую задачу, определяют место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектируют саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумывают оказание помощи детям, испытывающим какие-то затруднения. Дидактическим играм предъявляют следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. Особый акцент делают на подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Организацию дидактических игр осуществляют в трех основных направлениях: подготовка, проведение игры, правила игры.

1. Подготовка включает: - отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний); - установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; - выбор места; - определение количества играющих; - подготовка необходимого дидактического материала; - подготовка к игре детей;

2.Проведение игры: - ознакомление детей с содержанием игры; - объяснение хода и правила игры;

3.Правила игры: - основная цель правил игры - организовать действия, поведения детей; - правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре.

Дидактические игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру

Презентация к сообщению  на педогагическом совете  на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру"...