Статья «Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Султанова Заира Сиражуддиновна
Развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей не только в детском саду, но и дома в семье. С возрастом все большую роль, в общем, и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                  учреждение детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Статья  

«Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»

                                                                              Воспитатель :  Султанова З.С.

 

                                                                                                                                   

                                                               

Санкт- Петербург

2019 год

        Развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей  не только в  детском саду, но и дома  в семье. С возрастом все большую роль, в общем, и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания.  

      Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. И все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка незабываемо для самого ребенка. Развитие речи ребенка, развитие в ней художественных вкусов, имеет большое значение для дальнейшей жизни. Семья может и должна помогать дошкольному учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.  Значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению в работе с родителями.

      С этой целью проводятся консультации, которые могут оказать существенную помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Подобранная детская художественная литература будет способствовать умственному, нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего человека, а именно: чтение сказок, пословиц, поговорок, стихотворений содействует  ознакомлению с народной культурой, расширяет кругозор  и  эмоциональный отклик ребёнка на  восприятие  художественного слова.

     Родители должны следить за тем, чтобы их собственная речь была более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации и внятной.

       Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности ребёнка с родителями (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т.д.). Если у ребёнка проявляется  нарушения в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.

     Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). К сожалению, сейчас родители практически не играют дома с детьми.  

А ведь в процессе игры дети сопровождают свои действия словами и целыми фразами. С помощью игры гораздо легче понять непростые законы речи, научить любить, уважать, беречь её. Игра – как самостоятельная детская активность, чудесная возможность проявить себя в роли и режиссёра, и зрителя, узнать лучше своего ребёнка, посмотреть на его действия со стороны подправлять и направлять его в нужное русло. Увидеть речевые нарушения  ребёнка и помочь решить их, чем раньше, тем лучше так как, неясная речь ребенка затрудняет его  дальнейшее общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст и самооценка.

       Легче скачать в Интернете игру ребёнку, чем показать свой словесный и игровой  потенциал родителям. Сейчас  дети мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом родителям и воспитателям. Дома прекратили разыгрывать спектакли вместе с детьми. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей.  Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс  и  по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком, выйти  с ним на контакт, расположить к себе   и грамотно выстроить поэтапное обучение родной речи.  

Родители не вступают в диалог с детьми, что вообще препятствует развитию диалогической речи.  С ребёнком общаются  в приказном тоне:  « Принеси, отнеси, отдай». И редко когда объясняют свои просьбы, зачем  и почему надо это сделать. С какой интонацией родители будут общаться с ребёнком, точно с такой же интонацией ребёнок впоследствии будет говорить с родителями, и в той же манере, и с той же интонацией, и с тем же эмоциональным посылом или раздражения или добра.

Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам.  Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему или подражают интонации взрослого, особенно в разучивании стихов к праздникам с  родителями.  Нудно и печально. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно прочтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.

Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, спокойную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков.

Очень часто мы заняты своими делами, не отвечаем на вопросы наших

«почемучек» или отделываемся однословными ответами. Ребенок, не получивший ответы на свои вопросы, будет искать их в другом месте, у других людей. И через некоторое время, когда Вам захочется, чтобы ребенок был с вами откровенен, Вы поймете, что контакт с ним уже утерян. Находите время для общения со своими детьми. Пусть Ваша речь будет для них эталоном. Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни!

В дошкольном детстве,  естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе.  И  здесь главными помощниками для своих детей должны стать родители:   не раздражайтесь, если придется читать много раз одну и ту же книгу,  которую особенно полюбил Ваш малыш, радуйтесь, что он – уже книголюб и имеет собственные пристрастия.  Не поправляйте речь ребенка,  просто повторите ту же фразу правильно спокойным ровным тоном.  Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. И  не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми. 

И пока у  родителей есть в запасе еще время, пока ребёнок слышит Вас и прислушивается к Вашему мнению и советам. Нужно воспользоваться этим временем с пользой

Каждый ребёнок развивается по разному,   каждый индивидуален,  и к каждому надо найти свой  золотой ключик!


.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"

Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...

«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».

Статья «Воспитание  культуры  поведения  при  обучении  детей  дошкольного  возраста  правилам  столового  этикета»....

"Психолого-педагогические условия развития чутья к родному языку у детей дошкольного возраста"

статья из сборника материалов научно-практической конференции "Дошкольное детство", в которой рассматриваются условия при которых развивается чутье к родному языку у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Воспитание культуры личной безопасности у детей дошкольного возраста" от 18.04.20219 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Воспитание культуры личной безопасности у детей дошкольного возраста" от 18.04.20219 г....

Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.Дошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поск...