Обучение ребёнка правильному произношению звука Р.
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузнецова Людмила Ивановна

Материал содержит наиболее эффективные способы постановки трудного в произношении звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebyonka_proiznosit_zvuk_r.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учим ребёнка произносить звук Р.

Важной составляющей частью работы над постановкой звука [р] является дыхательная гимнастика, точнее воспитание у ребёнка целенаправленной воздушной струи, идущей по середине языка.

Если ребёнок уже научился дуть в «трубочку» из губ, не надувая щёки, переходим к следующему этапу, учим ребёнка  дуть на язычок между губами. «Язычок-блинчик», губы в улыбке, щёчки не надуваем, дуем «остудим блинчик», спокойный вдох и плавный выдох.

Для одного занятия достаточно 3 упражнения, каждое выполняется 5-7 раз.

Дыхательные упражнения можно выполнять перед артикуляционной гимнастикой или после неё.

                   Упражнение   «Сдуй ватку с ладони».

Удерживая язык в положении между губами, подуйте на ватку, лежащую на ладони, так, чтобы она слетела. Выполняем упражнение 7 раз.

Упражнение «Прокатите карандаш по столу»

Подуйте на карандаш, лежащий на столе, язык в положении между губами, так, чтобы он покатился по столу. Выполняем упражнение 7 раз.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

     Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Фокус». 

Удерживая язык в положении между губами, подуйте на бумажку, прикреплённую на кончик языка, а затем на кончике носа.

Упражнение «Подуй на полоску».

Берем полоску бумаги, 1см ширина, длина 10 см. Прикрепляем к кончику языка один край, как бы приклеиваем (слюной), на другой дуем, чтобы он поднялся, если ребёнок правильно подует, свободный край полоски завибрирует, задрожит.

                 Упражнение «Путешествие кораблика».

Сделайте бумажный кораблик, налейте в ёмкость воды и отправьте кораблик в путешествие, дуя на него ветерком.

Следите за правильным дыханием: вдох, выдох, пауза (отдохнули)!

Аналогично можно предложить ребёнку следующие упражнения.

Упражнение: «Надуй мыльный пузырь».

Упражнение: «Подуй на вертушку».

Упражнение «Подуй на бумажную птичку».

Упражнение «Забей гол в ворота» (Мяч из ватки)

Упражнение «Гонка фасолин».

Упражнение «Сдуй пушинку, снежинку с ладони».

Способы постановки звука [р].

Если ребёнок освоил комплекс  артикуляционных упражнений, научился правильно «дуть на язычок», можно приступать к постановке звука [р]. Прежде всего, необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.

При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

• мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

• голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.

1 способ.

Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора дрр, раскаты грома ррр, останови лошадку –трр, кошка мурлычет мурр, ворона каркает каррр), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях.

2 способ.

Если ребенок затрудняется произнести звук по подражанию, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на палец надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Барабанщик» или «Молоточек», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. (В домашних условиях можно применять чисто вымытый пальчик ребёнка.)

Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.

3 способ.

Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).

Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:

ддда                 аддд                 аддда

ддды                 ыддд                 ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, соской, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), или пальчик ребёнка, который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

4 способ.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»).

 

Упражнения «Заведи мотор» ддд-дррр (С сильным выдохом на язык».

Упражнение «Останови лошадку» тррр.

При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-.

 В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз.

Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.

Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.

После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].

5 способ.

Вызывание одноударного звука [р], язычок упирается в шишечки за верхние зубы и отталкивается от них с дыханием, получается звук похожий на [р], какое то время он закрепляется и соединяется также с гласными, в этом случае продолжаем артикуляционную и дыхательную гимнастику и дорабатываем звук до правильного.

Главное исключить вибрацию мягкого нёба, маленького язычка при горловом р.

Для получения звука [Р’] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].

Можно посмотреть видео Постановка звука Р.

Закрепляем звук  в слогах, словах, фразах.

В качестве речевого материала можно использовать Домашние логопедические тетради Норкиной и Азовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

« Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.»

                                                «Когда-то считалось призн...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»

Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи....