Консультация для родителей "Читаем сказка вместе"
консультация (младшая группа)

Горай Ирина Евгеньевна

Как правильно читальсказки. Выбор сказок в соответсвии с возрастом. Какие сказки читатьи для чего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_-chitaem_skazki_vmeste-.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, уважаемые родители!

- Тема нашей встречи «Читаем сказки вместе»    

                                                                           

                                                                            Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов

- Уважаемые родители, давайте перенесёмся в прошлое. Точнее, в то время, когда тихими  вечерами нам, тогда ещё маленьким мальчикам и девочкам, наши  мамы и папы читали книжки. Мы устраивались поудобнее на диване, укутывались в тёплый плед и с интересом слушали о захватывающих приключениях Буратино, Айболита, Незнайки и многих других литературных героев. Наше воображение переносило нас в мир сказки, чуда. Сказочная атмосфера наполняла дом. Именно в раннем детстве прививается любовь к чтению. Наш опыт показывает, что современные дети знают очень мало сказок, очень часто на вопрос "Кто твой любимый сказочный герой?" называют героев мультфильмов, и порой не самых милых и добрых.

- А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.  Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому, те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Для начала очень важно разобраться в вопросе - Как правильно выбирать сказки.

1.Выбирая сказку для ребенка, нужно обязательно учесть его возраст. Сказка для детей младшего и среднего дошкольного возраста не должна быть очень длинной и  содержание сказки должно быть понятно ребенку.

2.Иллюстрации к сказке должны содержать привлекательные рисунки и яркие цветные картинки, которые будут дополнять сюжет. Визуальное восприятие сказки способствует ее лучшему запоминанию.

3.Книги со сказками лучше выбирать  в твердом переплете и желательно с хорошим качеством бумаги. Ведь ребенок и сам будет  листать книжки с любимыми сказками.  

Сегодня книжные издательства и магазины предлагают огромнейший выбор детских книг. Давайте рассмотрим, какими бывают детские книжки со сказками. Чаще всего оформлению они бывают обычными, с бумажными или картонными листами. Но дети очень любят необычные книжки. Например, вот такие, как на нашей выставке:  книжки – раскладушки, книжки – пазлы, музыкальные книжки, говорящие книжки, книжки – панорамки.

Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые родители, на то, что в сказках встречаются устаревшие слова и выражения, смысл которых детям будет непонятен. И поэтому важно познакомить малыша с такими словами перед чтением сказки или объяснять их значение во время чтения, чтобы смысл произведения воспринимался именно так, как хотелось бы автору.  Понимание смысла устаревших слов  будет  полезно для общего развития ребенка, для  обогащения его словаря, например, в сказках очень часто встречаются меры  длины - вершок, сажень, аршин. Или же название предметов  домашней утвари – ухват, коромысло, прялка, или как в сказке «Колобок» - части избы – амбар, сусек, сени и т.д.  

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Например,

сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; 

сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; 

сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

 Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», 

хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк».

 Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, как в сказках  («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), а

 мудрость восхваляется (это в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козел»),

забота о близком - поощряется (вспомните сказку «Бобовое зернышко»).

Таким образом, чтение  сказок ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно ненавязчиво воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

Сказка учит трудолюбию, терпению, упорству и настойчивости в достижении цели. 


- А сейчас я предложу вашему вниманию несколько игр, в которые можно поиграть с детьми после прочтения сказок. Например, можно поиграть в игру

- «Из какой я сказки?»

Перед детьми появляется игрушка, например, лиса, которая  «обращается» к детям: «Ребята, я хитрая лиса, живу во многих сказках. Вспомните сказки, в которых я живу!»  Дети называют сказки, в которых ‘’живет’’ лиса.

 Или еще одна игра

- «Продолжи сказку».

Взрослый начинает сказку, а ребенок ее продолжает. Вот, например:
Жили – были в детской комнате игрушки: кукла Маша, весёлый клоун, мышка Малышка и косолапый мишка. Надоело им сидеть на одном месте, и решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли наши игрушки, и наконец, попали они в сказочный лес….
(с помощью наводящих вопросов продолжить сказку по очереди)
- Какой сказочный лес?
- Что увидели игрушки в сказочном лесу?
- Кого они встретили ?
- Игрушки заблудились , кто им помог?
- Кому игрушки помогли?
- Как игрушки вернулись домой?

Дети охотно играют в игру – «Отгадай название сказки»;

Любят - Викторины по сказкам.

 С интересом раскладывают карточки - лото по сказкам,  собирают сказочных героев или сюжеты из пазлов. Для развития фантазии, воображения можно предложить детям поиграть в игры-ассоциации «Подбери предметы из сказки для сказочного героя». Например, к картинке  «Маша и медведь» подбираются предметные картинки  - корзинка, пирожки, девочка, медведь;  

К картинке «Колобок» - дед, бабка, лиса, заяц;

К картинке  «Айболит» - кит, пальма, шприц, градусник.

Не менее важным всегда был и остается вопрос о том, где и как читать сказки.

Читать сказки лучше всего  в полной тишине, чтоб ребенок не отвлекался на различные звуки и предметы. Для этого нужно выключить телевизор, отключить телефон и интернет. Перед тем, как начать чтение, ребенка нужно посадить напротив себя или рядом, но так, чтобы он имел возможность наблюдать за лицом, мимикой читающего, за тем, как меняются эмоции и отражаются чувства на лице. Для чтения следует выбрать время, когда дети максимально расслаблены и готовы воспринять новую информацию. Так же необходимо обсудить с ребенком прочитанное, задать ему вопросы, которые помогут ему выразить свою точку зрения о героях, их поступках и поведении. Если во время чтения у ребенка появляются вопросы, не стоит их игнорировать. Рекомендуется на время прервать чтение и обсудить с ребенком не понятные моменты, помочь ему понять прочитанное. Сухое, монотонное чтение не принесет ребенку никакой радости. Читать нужно эмоционально, проникновенно, чтобы ребенок чувствовал настроение героев, их переживания и эмоции. Если ему трудно сосредоточиться, и он часто отвлекается, не стоит принуждать его слушать. Вместо этого рекомендуется закрыть книгу на интересном месте и заняться другими делами, чтобы дать ребенку отдохнуть и позволить его воображению разыграться. В процессе чтения или после него нужно похвалить ребенка за сосредоточенность и интерес, проявленный к книге.

Читайте детям сказки, возвращаясь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить и в старых, и в новых сказках что-то интересное и значимое для ребенка, иначе и быть не может.

Читайте своим детям, уделяйте им как можно больше времени, своего внимания и всегда помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить». Это в ваших силах сделать своего ребенка грамотным, начитанным и счастливым. Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный красочный литературный мир.

Уважаемые родители, пусть чтение сказок станет для вас ритуалом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Путешествуйте в сказку вместе с ребенком"

Главные решаемые вопросы консультации:- Стоит ли читать ребёнку сказки перед сном?- Зачем человеку нужны сказки?- Каждому возрасту свои сказки....

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

В этой консультации идет речь о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Родителям даны советы, как помочь ребенку...

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

Консультация для родителей по речевому развитию детей....

Консультация для родителей "Сочиняем сказку вместе"

Консультация для родителей по речевому развитию детей....

Консультация для родителей:"Придумываем сказки вместе с ребенком."

Консультация для родителей: " Придумываем сказки с детьми."...

Консультация для родителей "Сказку вместе нарисуем!"

Консультация для родителей "Сказку вместе нарисуем!" (На примере сказки Снегурочка)...