Помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.
консультация (младшая группа)

Бегунова Татьяна Алексеевна

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новая социальная роль. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. В любом случае в ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и (или) негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.В статье предлагаются основные способы минимизировать переживания ребенка и снять эмоциональное и мышечное напряжение.Статья предназначена для родителей детей посеающих младшую группу детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл period_adaptatsii_k_dou.docx165.36 КБ

Предварительный просмотр:

https://perepelkina-ds58-schel.edumsko.ru/uploads/36800/36710/section/798904/.thumbs/maxresdefault_(1).jpg?1543902359807

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новая социальная роль. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие- капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый  готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Здесь важно отметить, что дети, не посещавшие детский сад от 1 недели и более, начинают процесс адаптации заново, поэтому специалисты рекомендуют не пропускать детский сад без явной на то причины.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. На какие моменты специалисты обращают внимание, говоря об успешной адаптации? Можно перечислить основные признаки адаптированности:

1.Сон (ребенок спит либо просто тихо лежит во время послеобеденного сна)

2.Аппетит (ребенок кушает больше, чем в первые дни)

3.Момент спокойного расставания (ребенок может плакать при маме, но после того как зайдет в группу успокаивается)

4.Активное бодрствование  (во время бодрствования контактирует с детьми и взрослыми)

Помощь ребенку в процессе адаптации

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  1. Возраст;
  2. Состояние здоровья;
  3. Уровень развития навыков самообслуживания;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

                                 

В любом случае в ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и (или) негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

Способы уменьшить стресс ребенка:

  • Дома в ролевых играх подробно проигрывать ситуации посещения детского сада. (Приятные моменты и сложности, а так же все режимные моменты). Не забудьте проиграть моменты взаимодействия с воспитателем.
  • В момент расставания не отрицайте чувства ребенка. Ребенок не обязан любить детский сад, и имеет право на все возникающие у него эмоции по этому поводу. Здесь может прийти на помощь приемы «активное слушание» и «безусловное принятие», которые замечательно описаны Юлией Гиппенрейтер. (Ю.Б.Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей» (сборник)) Например это может выглядеть так: обнять, «Я знаю, ты расстроен. Мне тоже грустно. Я буду скучать по тебе. Но я обязательно приду___(связать время с режимным моментом)______и тогда мы ___(какое-либо совместное занятие)».
  • С расставанием лучше не затягивать. Несомненно, родитель лучше знает, сколько времени необходимо отвести на расставание именно его ребенку. Но пусть этот отрезок времени будет рассчитан исходя из того, сколько нужно времени именно ребенку, а не Вам, чтобы успокоить свои чувства жалости, сожаления, сомнения и вины. Для того чтобы справиться с этими чувствами, рекомендуется вырабатывать личное позитивное отношение к детскому саду. Можно сделать простое упражнение: сядьте и пропишите все плюсы посещения Вашим ребенком детского сада, а еще лучше закончить этот список причиной необходимости посещения детского сада ребенком. Ваша уверенность в необходимости посещать детский сад будет твердым фундаментом, на который сможет опереться ребенок. Детям необходимо ощущение уверенности родителей, границы и режим для гармоничного психического развития.
  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение? 

  В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

  1. Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
  2. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
  3. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то   неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.      
  4.  Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.  

  Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

Помощь детям в адаптации к детскому саду

Помощь детям в адаптации к детскому саду...

Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...

Помощь детям в адаптации к детскому саду.

Помощь детям в адаптации к детскому саду....

Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.

Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий...

Помощь детям в адаптации к ДОУ

Помощь детям в адаптации к детскому садуНа продвинутых родительских сайтах много статей о вреде детского сада. Некоторые психологи прямо утверждают, что малыш не может адаптироваться к саду без психот...