"В школу с радостью"
консультация (подготовительная группа)

Сульдина Елена Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение психолого – педагогической компетентности педагогов.

Задачи: 

- Развитие коммуникативных умений педагогов.

 - Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

 -  Расширение возможностей понимания «своих  детей».

 -  Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Как быстро бежит время!

Еще совеем недавно, ваши дети  произнесли первые слова , сделали первые, робкие шаги. А сейчас с детьми носятся по улице,  набивая шишки и синяки. А уж говорят столько, что и не переслушаешь за целый день.

И до сих пор педагогов, родителей в большей степени волновали вопросы:  здоров ли малыш? Хорошо ли кушает и спит?

Но жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудности.

Как пойдет обучение чтению и развитию речи? Как первоклассник будет усваивать математику? Как справится со звукопроизношением? « А вдруг мы что-то упустили, не сформировали, не подготовили к школе?»- эти вопросы задают себе многие воспитатели и родители.

Прежде всего, не стоит считать, что все безвозвратно упущено: впереди лето, еще будет время устранить пробелы в знаниях детей, если они действительно есть.

Только одна потеря невосполнима - это потеря детской свободы и раскованности. Если ее не было в дошкольном возрасте, то в зрелые годы ее не наверстать. А без нее не будет самостоятельности мышления, не будет творчества: это значит, что не будет главного — интересной, радостной встречи со школой и желания учиться.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в  которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и психологических качеств, являющихся наиболее важными для формирования учебной деятельности.

Анатомо — физиологические особенности детей 6-7 лет

Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного периода жизни. Ребенок переходит от одного способа  переживания к другому, происходит перестройка переживаний, она связана  с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла. Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти капризность ребенка, тревожность. Ребенку трудно и с ребенком, находящимся в состоянии перелома, ожидания, тоже непросто.

В  этот период происходит активное  анатомо — физиологическое созревание организма.  К 7 годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможность для целенаправленного поведения.  В этом возрасте происходят изменения в органах и тканях тела, что повышает физическую выносливость ребенка. Из особенностей  следует отметить и то, что развитие крупных мышц  опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют  размашистые движения, чем те, которые требуют точности.  Физическая выносливость, повышенная работоспособность носят  относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их  работоспособность  обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной физической нагрузке.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»

Под психологической готовностью принято выделять следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность к школе означает:

— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность - ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: « », «-«, «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

3) Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

6) Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Как пробудить в ребенке желание пойти в школу, учиться? Напоследок 12 советов, следуя которым взрослые могут создать в семье обстановку, которая не только поможет подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Двенадцать шагов к ребенку
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого, перелистывайте вместе семейный фотоархив. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человечка, а ваши добрые воспоминания о тех годах, смешные истории наполнят ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не потеряться. Знание телефона, адреса, имен родителей поможет ему в незнакомой обстановке.
3. Приучите его содержать в порядке свои вещи. Его успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать рабочее место.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. «В школу не возьмут», «Двойки будут ставить», «В классе засмеют» – последствия таких мер зачастую плачевны.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем, лучше поддерживайте с ним дружеские отношения. Дайте ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Организуйте и примите участие в игре детей на площадке возле дома. Участвуйте в детских праздниках.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Приободряйте хронических неудачников надеждой, обратите внимание ребенка на отношение к проигрышу других игроков.
7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. Нравоучениями и проповедями этого не достичь.
8. Помогите ему обрести чувство уверенности в себе. Научите внимательно относиться к своим нуждам, вовремя и естественно сообщать об этом. В кафе предложите ему самому сделать заказ, а в поликлинике – занять очередь к врачу.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем больше он может делать сам, тем более взрослым себя ощущает.
10. Научите его самостоятельно принимать решения. Посоветуйтесь с ним о меню семейного обеда, пусть сам подбирает одежду по погоде, планируйте вместе семейный досуг. Умение делать выбор развивает чувство самоуважения.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Считайте деревья, шаги, машины. Обратите его внимание на надписи, которые окружают повсюду. В магазине просите положить в корзину энное число чего-либо.

12. Учите его чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Наблюдайте за погодой, обращайте внимание на изменения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Идем в школу с радостью"

Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком  - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Школа: первые радости и первые страхи (практические советы)

В данной статье даются практические советы родителями, как сделать обучение ребёнка в школе комфортным в эмоциональном и психологическом плане....

Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....