Мастер-класс для родителей «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»
материал

Точилкина Оксана Ивановна

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Но следует знать, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»

Память является одним из основных свойств личности. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности.

Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому развивать память ребенка нужно именно в ней.

Все предложенные игры и упражнения можно использовать с ребенком дома. Часть игр не требуют никакой подготовки, их можно изготовить самостоятельно.

Зрительная память.

Игра «Разведчик(и)» или «Фотограф(ы)».

В среднем, ребенок может запомнить в:

4 – 5 лет 6 предметов или картинок;

5 – 6 лет 8 предметов или картинок;

6 – 7 лет 10 предметов или картинок.

Может участвовать один или несколько детей. Игру можно провести и на детском празднике.

Вам потребуется платок или экран, игрушки, либо любые другие предметы.

Игра «Разведчик(и)». Ребенку предлагают поиграть в разведчиков, объясняют, что у разведчиков очень хорошая память. Взрослый показывает игрушки и предлагает их назвать и запомнить. Затем, закрывает платком (экраном) и предлагает вспомнить, какие игрушки ребенок видел.

Игра «Фотограф(ы)» проводится так же, только детям предлагают «сфотографировать» игрушки, то есть запомнить.

Можно изменить игру.  Например, предложить закрыть детям глаза,  убрать игрушку или поменять игрушки местами, убрать платок и спросить: «Какая игрушка исчезла» или «Что изменилось?».

Дети очень хорошие коллекционеры, очень часто они собирают разные игрушки. Например, из киндер-сюрпризов.  Можно эти игрушки использовать для игры «Разведчики» и «Фотографы» (показ игрушек из киндер-сюрпризов).

У многих дома есть игра «Лото». Для тренировки запоминания изображений можно использовать картинки из нее. Сначала можно использовать картинки только одной группы, например, «животные», а затем – разнородные.

Игра «Запомни и повтори».

Эту игру легко можно изготовить самостоятельно. Нужны пуговицы (камешки) и поля (образцы) и игровые поля в клеточку по числу игроков. Поле может быть 3х3 клеточки и более.

Ведущий выкладывает пуговицы (камешки) на поле, игроки смотрят, запоминают расположение пуговиц. Ведущий закрывает поле экраном. Игроки выкладывают пуговицы (камешки), затем проверяют результат по образцу. Можно изготовить карточки с образцами. В этой игре может участвовать вся семья.

Для развития зрительной памяти можно предложить ребенку рассмотреть любую иллюстрацию к книге при чтении или просто сюжетную картину,  запомнить ее, перевернуть страницу и задать вопросы.

Например:

Какое время года изображено на картине?

Сколько детей изображено на картине?

Сколько мальчиков (девочек)?

Как одеты дети?

Что делают дети?

Слуховая память.

Этот вид памяти у детей чаще всего развит хуже у детей и требует особого внимания.

Можно предложить ребенку игру «Запомни слова».

Как и изображения, в среднем, ребенок может запомнить в возрасте:

4 – 5 лет 6 слов;

5 – 6 лет 8 слов;

6 – 7 лет 10 слов.

Слова для запоминания следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть ему понятны. Слова произносят медленно, четко.

Примеры слов: дом, цветок, собака, дерево, карандаш, стол, книга, машина, солнце. 

Игра «Пары слов». Можно предложить ребенку запомнить пары слов, близких по смыслу, «смысловое запоминание». Взрослый читает пары слов, ребенок запоминает. Затем взрослый читает одно слово из пары, ребенок называет второе.

Примеры слов: ночь – луна, спички – костер, солнце – лето, стебель – цветок, пирог – еда, музыка – песня.

Механическое запоминание – более  сложное. Взрослый называет пары слов, которые не связаны по смыслу. Затем называет одно слово из пары, а второе называет ребенок.  

Примеры слов: вода – стул, ботинки – тарелка, лист – камень, яблоко – машина, рука – улыбка.

Для развития слуховой памяти важно разучивание стихов, чтение ребенку текстов с последующим пересказом.

 Если ребенок испытывает трудности при запоминании стихов и текстов, можно подключать приемы запоминания с учетом особенностей ребенка. Если у ребенка хорошо развита двигательная память, то можно использовать движения при заучивании. На этом основана гимнастика для пальчиков и рук. Есть дети, у которых лучше развита зрительная память, тогда можно использовать пиктограммы. Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ, знак) определённого слова. Ребенок слушает стихотворение или текст и выполняет простые рисунки для запоминания. Затем, при просмотре, он легче припоминает стихотворение (текст), так как опирается на зрительную память.

Игра «Повтори ритм». Можно хлопки, можно постучать кулачком.  Можно использовать детские музыкальные инструменты. Сначала показывать, чтобы ребенок видел, затем за экраном, т.е. чтобы ребенок не видел, а только слышал.

Игра «Шумелки». Игра, изготовленная из яиц из-под киндер-сюрпризов, наполненных крупой, мелкими предметами, монетами. Можно показать, что внутри, пошуметь, перемешать, попробовать найти. Предложить ребенку найти такой же звук.

Двигательная память.

Игра «Запрещенное движение». Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение – поставить руки на пояс.

Игра «Зеркало» или «Повторяй за мной». Один ведущий, остальные – «зеркала». Ведущий показывает движения, дети повторяют. Например, руки вверх, в стороны, присели, два прыжка.

Тактильная память.

Игра «Волшебный (чудесный) мешочек».

Можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов. Обследовать игрушки на ощупь, обратить внимание на особенности. Спрятать в мешочек, предложить взять игрушку, ощупать, назвать, достать.

Игра «Угадай на ощупь».  

Игра с тактильными карточками. Карточки можно изготовить самостоятельно, наклеив на картон 10х10 см ткань, пуговицы, крупу, макароны и др. Предложить ребенку закрыть глаза, ощупать карточку, запомнить, открыть глаза и найти ее на ощупь.

Можно предложить другой вариант. Ребенок запоминает порядок карточек, закрывает глаза, карточки меняют местами, ребенок на ощупь раскладывает их в правильном порядке.

Игры, которые вам предложены – это только малая часть. Можно фантазировать, придумывать игры самим. Желаю вам успехов в развитии ваших детей! Спасибо за внимание!

Учитель-дефектолог Точилкина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОО "Формирование математических способностей дошкольников с помощью развивающих игр"

В рамках работы над годовой методической задачей:  "Современные требования к формированию элементарных математических представлений у дошкольников"...

Мастер класс «Мнемотехника как средство развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Актуальность:1.Продуктивность непроизвольного запоминания повышается при наглядном подкреплении;2. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления, воображения, внимания;3.Обогащение словарно...