«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»
консультация (подготовительная группа)

Бойченко Эльвира Юрьевна

Консультация для родителей

29.05.2015 год

 

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»

  

   Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие.  В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном. 

   Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.  

 Основными характеристиками внимания являются следующие:

1.     объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);

2.     концентрация (степень погружения человека в проблему);

3.     устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);

4.     распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);

5.      переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).

   Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

   Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре.  В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие.  Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному. 

   Развивать внимание можно также предложив ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.

   Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Соберите с ребенком камушки, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный камень с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, фруктами, овощами и т.д.      

   Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил.

   Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать, как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. Удачи в ваших начинаниях!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.05.15.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

29.05.2015 год

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»

  

   Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие.  В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном. 

   Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.  

 Основными характеристиками внимания являются следующие:

  1. объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);
  2. концентрация (степень погружения человека в проблему);
  3. устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);
  4. распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);
  5.  переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).

   Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

   Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре.  В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие.  Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному. 

   Развивать внимание можно также предложив ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.

   Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Соберите с ребенком камушки, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный камень с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, фруктами, овощами и т.д.      

   Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил.

   Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать, как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. Удачи в ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе

Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...