Консультация для родителей: "Внимание-леворукий ребенок"
консультация

Подбельцева Светлана Викторовна

Статья ,посвящена изучению особенностей левшей, анализу наиболее часто встречающихся проблем трудностей, которые напрямую и косвенно становятся причиной обучению письму. Для оказания помощи родителям  в организации разнообразной совместной деятельности с детьми, направленной на своевременное полноценное развитие детей были предложены методические рекомендации, которые бы  помогли  наиболее эффективно решать задачу преодоления разного рода трудностей леворукого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Внимание-леворукий ребенок»

На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались на многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода «Левый товар»- товар, проданный налево, т. е. незаконным  образом или товар фальшивый. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний «Левый доход», «левые деньги» и т. п. Подобная окраска слова «левый» встречается и в выражениях  «Встать с левой ноги» и др.

   В английском языке слово «леворукий» имеет дополнительные значения «неуклюжий», «лицемерный», «незаконный».

    К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие «норма» приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если  раньше  левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс, то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться  другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

    Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств  у ребенка. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия «леворукость» и  «левшество»

      Леворукость определяет  только ведущую руку, тогда как  лешество-комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Таким образом: если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком во время деятельности.

   При обучении в школе, конечно , самой важной является характеристика ведущей руки. Так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности , как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т.к. они также могут влиять на успешность обучения детей.

   Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.

    Второй вид это «компенсаторное» левшество,  связанное с каким-либо поражением мозга, чаще-его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется, левым полушарием, то в случае какой-либо травмы. Болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

 Третий вид-это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан  с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным и друзьям.

   В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами. Левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к «правосторннему» миру. Можно привести целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры: Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученый И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие.

    Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. По результатам исследования  был сделан вывод о том, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких характерно преобладание отрицательных эмоций, т е. они пессимистичны.

   Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в  школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей.  Хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного  мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием –это переученный  левша), серьезные  перемены в эмоциональном состоянии ребенка ( он может быть вспыльчивым, капризным, раздражительным, капризным) В итоге развиваются  невротические реакции.

   У леворуких детей нередки также школьные страхи, как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

   Все вышесказанное, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как  удобно воспитателям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход- приспособиться к  особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

 К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя их в практике обучения можно облегчить жизнь таким детям:

 Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа, не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

 Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

Какие упражнения можно проводить с леворукими детьми в детском саду:

  1. Гимнастика для левой и правой руки при подготовке к письму.
  2. На развитие мелкой моторики  обеих рук: застегивание и расстегивание пуговиц
  3. Перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме.
  4. Всасывание  и высасывание воды из стакана пипеткой
  5. Плетение из ниток закладок, ковриков
  6. Завязывание и развязывание узелков, бантиков
  7. Работа с трафаретами и шаблонами.

При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации необходимо учитывать направления работы , которые выражаются в развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов,  воспитателе, учителя-логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

Список литературы:

Айрапетян В.И. Чуприков А. К. «Как быть левшой?»  Журнал «Семья и школа» 2011г №11

Безруких М. М. Князева М. Г. «Если ваш ребенок левша» Москва 2004г

Томас Й. Вейс «Как помочь ребенку?» Москва 2002г

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития детей» Москва 2005г

Федосова Н. А. . «Обучение письму леворуких детей»Журнал «Обруч» 2007г №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».

*Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почув­ст...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"

Консультация для родителей  "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»

Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»...

Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка"

Консультация для родителей по БДД "Ребенок и дорога. Родитель пример для ребенка" Светоотражающие элементы для одежды....

Консультация для родителей по правам ребенка "Счастье ребенка зависит от родителей"

Если говорить о счастье человека, здесь уместнее будет рассуждать не о его наличии, а скорее о его количестве и интенсивности переживания. Вернее как много времени мы проводим в состоянии счастья и ка...