Консультации для родителей
консультация (старшая группа)

Екатерина Михайловна Свистунова

Общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx314.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Общие правила родительского поведения,

   способствующие профилактике негативных нравственных образований у  

                                                             детей

  1. Будьте последовательны в своих воспитательных действиях.
  2. Оценивайте поступки детей с точки зрения их возрастных возможностей.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте с ним самим (вчерашним).
  4. Чаще хвалите за хорошие поступки, желания, стремления быть лучше.
  5. Сами верьте в то, что ваш ребенок вырастет хорошим человеком, только нужно ему чуть-чуть помочь в этом.
  6. Не ждите, что ребенок будет таким, как вы хотите. Помогите ему стать самим собой.
  7. Не относитесь к его проблемам безразлично.
  8. Уважительно относитесь к ребенку. Всегда поясняйте причины своих требований.
  9. Не пользуйтесь формулировкой «если..., то...», так как ребенок начинает занимать позицию «ты — мне, я — тебе». Например: «Если ты уберешь вещи, то будешь играть на компьютере». Это пагубно сказывается на воспитании.
  10. Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим».
  11. Создавайте такую эмоциональную обстановку, чтобы ребенку не хотелось совершать неприглядный поступок, иначе становилось бы стыдно.
  12. В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с сильным человеком.
  13. Если ребенок сомневается в своих возможностях, подбадривайте: «Ты сможешь», «У тебя обязательно получится», «Мы в тебя верим».
  14. Когда ребенок с вами разговаривает, не перебивайте его, не отворачивайтесь.
  15. Не устанавливайте для ребенка много новых правил: он перестанет на них обращать внимание.
  16. Учите ребенка видеть мир глазами другого человека: «А как бы ты поступил на его месте? Подумай, почему он не мог поступить по-другому?»
  17. Не считайте, что ваш ребенок всегда прав или неправ, старайтесь вместе с ним разобраться в случившемся.
  18. Научите ребенка делиться своими проблемами, совместно обсуждать конфликтные ситуации. Прислушивайтесь к его чувствам, это важный барометр взаимопонимания.
  19. Поощряйте проявления нравственных знаний, нравственных убеждений, нравственного поведения.
  20. Постоянно побуждайте ребенка к активному включению в ситуацию нравственного выбора, к принятию самостоятельного решения.
  21. Если ребенок допустил ошибку, укажите на нее, постарайтесь, чтобы он ее осознал. Но не фиксируйте постоянно внимание на случившемся. Предоставьте ребенку возможность ощутить, что верите в него, несмотря на его оплошности.
  22. Старайтесь анализировать не только сами поступки, но и то, почему он так сделал, какой мотив побудил его к действию.
  23. Участвуйте всей семьей в воспитательном процессе. Постоянно побуждайте ребенка к соблюдению нравственных правил.
  24. Дети постоянно подражают взрослым, поэтому старайтесь в повседневной жизни вести себя так, как должен, по вашему мнению, вести себя ребенок.
  25. Лучший способ воспитать ответственность у ребенка — предоставлять возможность самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия.
  26. Оценивайте поступок, а не личность.
  27. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

              «Что делать, если ребенок говорит неправду?»

     1.Важно выяснить следующие моменты:

а)        проявление лжи является следствием:

  • достижения благородных целей (героическая ложь);
  • личных отношений или личных интересов;
  • выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения);

б)        ребенок солгал случайно или преднамеренно;

в)        если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:

  • попытка избежать наказания;
  • стремление привлечь к себе внимание;
  • наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).
  1. На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
  • не завышены ли требования к ребенку;
  • не опекают ли ребенка излишним вниманием;
  • не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
  • имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
  • не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
  • не является ли это реакцией на жесткие наказания.
  1. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
  2. Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
  3. Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
  4. Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
  5. Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
  6. Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Примечание: дети до 4 лет обманывать окружающих не способны. У них еще не развита внутренняя речь (они не умеют говорить «про себя», мысленно). Проявление лжи в поведении детей старшего и младшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.

                          Что делать, если ребенок взял чужую вещь?

  1. Постарайтесь разобраться, этот поступок был случайным или целенаправленным.
  2. Важно пояснить ребенку разницу между понятиями «свое» и «чужое», почему чужое брать нельзя.
  3. Помогите ребенку вернуть вещь хозяину, обязательно пойдите вместе с ним, поддержите его морально.
  4. Ребенок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, следует попросить разрешение у хозяина.
  5. Учите отличать общественную собственность от личной.
  6. Приучайте к ответственности за свои поступки. Побуждайте к тому, чтобы ребенок своевременно признавал собственные ошибки, пытался исправить ситуацию, а не тогда, когда его уличат в воровстве другие люди.

     Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребенка

     Следует постоянно поощрять его нравственные поступки: «Мне нравится, когда ты...», «Как красиво ты поступил...», «Я горжусь тем, что ты...», «Мне приятно было наблюдать, как ты...».

Необходимо использовать слова-напоминания, слова-предупреждения и слова-разъяснения, как следует поступать:

  • «Всегда нужно стараться..., потому что..., надо быть...».
  • «Будь всегда..., потому что..., и мы тобою будем гордиться».
  • «Старайся не ..., потому что..., окружающие будут считать тебя плохим человеком».

«Плохо, когда человек..., потому что..., не следует быть...». 

Важно благодарить за понимание: «Спасибо, что ты так поступил, я почувствовал, что ты уже взрослый, честное слово, не ожидал»; «Спасибо, что ты меня поняла и не стала..., мне нравится, что ты становишься...».

Следует поддерживать хорошие мысли и намерения: «Ты действительно хорошо придумал, что..., это замечательно, я бы и не догадался», «Ты правильно мыслишь, так действительно будет лучше, не стоит..., какой ты молодец!»

                                 

                     

                                       Что делать, если ребенок ленится?

  1. Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
  2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
  3. Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или лучше бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»
  4. Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей. Сделайте это так: «Ты у нас совсем большой, я могу тебе доверить вымыть пол, помыть посуду, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.».
  5. Будьте последовательны в своих требованиях.
  6. Приучайте доводить начатое дело до конца.

                             Что делать, если ребенок жадничает?

  1. Предложите ребенку пояснять, почему он не может поделиться чем-либо.
  2. Демонстрируйте негативное отношение к жадности и уважительное — к щедрым поступкам.
  3. Все взрослые члены семьи должны быть последовательны в своих требованиях.
  4. Как можно чаще употребляйте фразы: «хочешь, я поделюсь с тобой...», «хочешь, с тобой поделится брат...», «хочешь, с тобой поделится дедушка...» и прочее.
  5. Чтобы не было ссор из-за игрушек или школьных принадлежностей в игровых, учебных ситуациях со сверстниками, рекомендуйте применять правила: очередности, старшие уступают младшим, мальчики уступают девочкам.
  6. При проявлении жадности оценивайте ребенка с позиции «плохой поступок».
  7. Постоянно поощряйте у ребенка способность делиться с окружающими.

          Что делать, если ребенок любит хвастаться перед другими?

  1. Обратите внимание на то, как часто и за что вы хвалите ребенка. Вредно, когда хвалят слишком часто, без всякой на то необходимости. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, именно то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом.
  2. Обязательно поясняйте ребенку, почему хвастаться некрасиво и почему хвастливых людей не любят.
  3. Отношение к проявлениям хвастовства в семье по отношению ко всем членам семьи должно быть одинаковым.
  4. Хвастливого ребенка оценивайте с позиции «плохой поступок».

Старайтесь постоянно поощрять проявление скромности.

                                     9 заповедей родителей

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить людям.

19 Января 2014 - Персональный сайт

Нравственное воспитание дошкольников

           Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

            Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

             Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

- воспитание гуманности как качества личности;

- воспитание коллективизма; 

- формирование начал гражданственности и патриотизма;

- формирование отношения к труду и трудолюбия.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

- Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства- художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природ (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность деей-  игра, труд, учение, общение.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

5.Окружающая ребенка обстановка.

Нравственное воспитание дошкольника начинается с 3-4 лет. Однако подготовка к нему ведется с момента рождения ребенка, когда взрослые регулируют его жизнь по социальным правилам.
Как это происходит?

          Ребенка кормят, купают, укладывают спать в определенное время, приучая его, таким образом, к режиму дня – организованности. При общении с ребенком родители используют пантомиму, интонацию речи и мимику – поощряя, осуждая или выражая свои требования к его поведению. Конечно же, малыш еще не понимает их значения – но он прекрасно улавливает интонацию голоса и эмоциональное отношение. Важно в это время включать в общение слова можно и нельзя, подкрепляя их эмоциями: улыбкой – «можно», строгим выражением лица – «нельзя». Правильное формирование ориентировки на эмоции родителей приводит к установлению связи поведения, действия и слова, что способствует в дальнейшем эффективному освоению ребенком социальных норм поведения.Методика "добрых сказок" Скребцовой-Лопатиной - Новости UaUa.INFO

          К началу дошкольного возраста у детей развиваются память, речь, мышление, восприятие и возникают первые представления об элементарных нравственных нормах – добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 3-4 лет ребенок входит в сферу нравственных отношений между людьми и начинает нести личную ответственность за их несоблюдение или нарушение.
Лопатина А., Скребцова М. - Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания, купить книгу

              И теперь перед родителями встает главная задача – как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому?

            Конечно, проще всего чем-то наградить, наказать или заставить. Наказания и награды невероятно разнообразны. Улыбка, слово одобрения, выразительный строгий взгляд – абсолютно все может служить средством награды или наказания. Дети дошкольного возраста ждут одобрения взрослых и страшатся наказания, а потому изо всех сил стараются соблюдать моральные требования и нормы. Стремление получить, сохранить и упрочить положительное отношение взрослых – один из главных нравственных мотивов дошкольников. Мотив этот часто называют мотивом, ориентированным на социальный внешний контроль.
            Однако
нравственное воспитание дошкольников, базирующееся только на внешнем контроле спорно, так как ребенок соблюдает моральные нормы не потому, что он «добр, честен и справедлив», а потому – что ему выгодно их соблюдать! Что будет, если контроль ослабнет или исчезнет совсем?Детский сад "Звёздочка" г.Кондопога - Для воспитателей детских садов - Маам.ру

          А ведь именно так со временем и происходит. В жизни ребенка образуется пространство, недоступное внешнему контролю, где он остается один на один с нравственными нормами. И если его нравственное поведение опиралось только на внешний контроль – с исчезновением последнего может пропасть и нравственность.

Согласно проведенным исследованиям, при внешнем контроле почти все дети от 3-6 лет соблюдают нравственные нормы. Оказавшись же без присмотра взрослых – нарушают их. Поэтому использовать лишь внешний контроль при нравственном воспитании дошкольника – не конструктивно и опасно.

              Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

  • Лучшие результаты дает «метод смены позиции», основанный на предложении ребенку функций «контролера» – когда ребенок сам должен контролировать соблюдение моральных норм взрослыми, сверстниками и им самим. Что происходит в этом случае понять не трудно – меняется нравственная самооценка ребенка, его отношение к самому себе. Ребенок вырастает в своих глазах и стремится оправдать оказанное ему доверие. А это самый лучший нравственный мотив, приводящий к появлению у ребенка положительного представления о самом себе, независимо от его эмоционального отношения к окружающим, симпатий или антипатий – а главное, совершенно независимо от внешнего контроля. Нравственную самооценку у ребенка можно сформировать и иначе – путем обыкновенного общения с ним на позитивной эмоциональной основе. Дети дошкольного возраста, имеющие длительный положительный опыт общения со взрослыми чаще других совершают нравственные поступки.
  •  Далее по эффективности следует «метод вины и прощения», основанный на формировании у ребенка желания самостоятельно исправить последствия своих оплошностей в отношениях с окружающим миром. Прощение проступка взрослыми, оказание доверия «нарушителю» – дают ребенку возможность почувствовать себя достойным внимания и доверия.
  •  И последнее место занимает «метод нравственного примера».

Однако это не значит, что нужно использовать только один наиболее успешный метод. Нравственное воспитание дает хорошие результаты только при гармоничном использовании всех методов.

МБОУ "СОШ 31" г. Ангарска - Семья

           

        

           В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста, совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!

            Как видите нравственное воспитание дошкольников процесс противоречивый и сложный – он призван формировать не только прагматическое нравственное поведение, но и нравственность, основанную на потребности детей получить, сохранить и упрочить собственный положительный образ – нравственности устойчивой к изменению настроений и симпатий.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...