Игры-драматизации для развития речи дошкольников
консультация

Левашова Татьяна Викторовна

Игра-драматизация - это особый вид театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссерской игры. В этих играх ребенок предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используяразличные средства выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-dramatizatsii_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-драматизации для развития речи дошкольников

В процессе игровой деятельности ребенок учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и делятся на несколько классификаций, например:

Сюжетно-ролевая, в процессе которой ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.

Подвижные, где малыши могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

Дидактические, в процессе которых у детей развивается мышление, память.

Театрализованные, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности малышей.

Существует еще несколько видов и классификаций игр: с правилами и без правил, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Особыми играми, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый, являются игры- драматизации, играя в которую каждый ребенок создает свой собственный мир и чувствует себя творцом происходящих событий. Как указывает И. Зимина, «Игра-драматизация - это особый вид театрализованной сюжетно-ролевой, режиссерской игры». По мнению М.Д. Маханевой, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль.

Основными признаками игры-драматизации считается наличие содержания, творческого замысла, ролей, сюжета, ролевых и организационных действий и отношений. Ее структура выглядит следующим образом: сюжет - выбор сказки, пересказ, обсуждение; организационный этап - распределение ролей, обустройство игрового пространства; непосредственная игра детей.

Игра-драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами. В педагогике выделяют следующие виды игры-театрализации: с использованием вокала - хороводы, в стихотворной форме, прозы, творческие игры, игра- драматизация настольный театр, кукольный театр.

Для того чтобы сообщество детей дошкольного возраста стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние, главными задачами которого являются: оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта; расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира; поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр; создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Дети любят драматизировать такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Чаще всего в играх-драматизациях используются стихотворения с диалогами, благодаря которым перед детьми появляется возможность играть различные роли.

Для привлечения детей к данному виду деятельности педагогу необходимо развить интерес у детей, научить работать с текстом, чтобы знать содержание сюжета, игрушек, наличие костюмов, который дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, взрослый использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Большое значение при организации игры-драматизации имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности.

В самом начале творческой деятельности педагог вместе с детьми подбирает реквизит, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, работает с детьми по актерскому мастерству и т.д., затем педагог выступает в роли консультанта, а дети пытаются самостоятельно проработать все этапы постановки.

В процессе игры-драматизации дети систематически усваивают правила и нормы взаимоотношений, учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива. Особенностью игры-драматизации является то, что ребенку не надо показывать какие-то приемы игры, ведь игра для него должна быть именно игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Игры-драматизации как средство развития речи детей

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)...

«Игры-драматизации как средство развития речи детей»

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен,  сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей....

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....