Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет»
методическая разработка (младшая группа)

Пигина Ирина Евгеньевна

В статье говорится о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_3h_4h_let.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет»

 В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

  На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

  Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

 Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

 Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

 В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

 В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми

Одной из особенностей психологического портрета ребёнка четвёртого года жизни является «кризис трёх лет». Общаться с детьми, переживающими кризис нелегко, так как намерения ребёнка приобретают упрямо устойчивое «Хочу!» или безапелляционное «Не буду!». Кризис порождён тем, что ребёнок начинает воспринимать себя как самостоятельно, отдельно от других (и от любимого взрослого) человека, и он имеет право на уважение к себе и своим намерениям. Взрослым необходимо учиться без нажима и физического принуждения переориентировать «капризничающего» малыша на что–то другое, рассказать ему как интересно куда–то сходить, что–то посмотреть, найти и т.д.В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его  общение становиться внеситуативным. Взрослый становиться для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции.  Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями.

Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной–двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте начинают только формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная  деятельность. Дети от использования предэталонов –индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса и во всём помещении дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова, 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста дети способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно–действенное мышление. При этом  преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведе...

Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности развития детей 2-3 лет"

Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере, поведении, которые становятся особенно...

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет».

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предм...

Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности развития детей 2-3 лет"

Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере, поведении, которые становятся особенно очеви...

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 6-7 лет» Возраст 6 - 7 лет

Уважаемые коллеги ! представляю Вашему вниманию Консультацию для родителей на тему:«Возрастные особенности развития детей 6-7 лет»Возраст 6 - 7 лет...