Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.
методическая разработка

Савкина Елена Борисовна

На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.

Цель: обучение использованию метода пиктограмма при разучивании стихотворения, развитие внимания, памяти.

Оборудование и материалы: Карточка формата А4, на которой крупными печатными буквами записано стихотворение.  Счетные палочки или квадратики для счета. Чистый лист бумаги, карандаш.

На карточке  формата А4 написан текст:

Шутка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

Ход занятия:

  1. Читаем стихотворение вместе с ребенком. Ребенок читает, при затруднениях ему помогаю, четко произнося звуки, побуждаю ребенка четко проговаривать звуки.
  2.  Обсуждаем о чем стихотворение. Как называется? Почему так называется?
  3. Предлагаю выучить. Читаем еще раз. Анализируем текст.

Читаю первое предложение «Шутка». Спрашиваю:

- Сколько в этом предложении слов? Правильно это предложение состоит всего из одного слова.

Зачитываю второе предложение:

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

- Это предложение очень большое. Давай посчитаем, сколько в нем слов.

 Считаем написанные слова на карточке. Затем произношу отчетливо каждое слово стихотворения, и ребенок обозначает эти слова квадратиком (счетной палочкой), выкладываем их в ряд.

- Посчитай, сколько квадратиков ты положил? Сколько всего слов в предложении?

Ребенок заинтересован, хочет выучить стихотворение. Но в процессе запоминания испытывает трудности. Меняет окончания в словах, забывает,  заменяет слова, добавляет лишние.

И тогда я ему предлагаю вместе нарисовать слова-подсказки (пиктограммы), чтобы посмотреть и сразу вспомнить.

4. Заучивание начинаем сразу со стихотворения, опуская название.

- Мышка сушек насушила,

Произношу «Мышка» - рисую мышку

Произношу «сушек» - рисую два кружочка

Очень четко по слогам произношу «на-су-ши-ла» (это слово для ребенка сложное), рисую просто линию символизирующую слово.

 Первую строку стихотворения зарисовали. Спрашиваю:

-  Сколько слов мы зарисовали? Какие это слова, назови?

Я показываю на рисунке слово-подсказку, ребенок произносит. При затруднениях помогаю.

Зачитываю вторую строку. Ребенок уже понял, что необходимо делать, и просит разрешения  самому нарисовать следующее слово «мышка». Он рисует мышку.

- Мышка МЫШЕК пригласила. Теперь какое слово надо нарисовать?  

Ребенок рисует мышку. Спрашиваю:

- Как нарисовать слово «мышек» чтобы стало понятно, что это слово  не «мышка» а слово «мышЕК»

Если не догадывается, спрашиваю «Сколько мышек пригласила мышка? Одну?» В итоге ребенок рисует две мышки.

- Мышка мышек ПРИГ-ЛА-СИ-ЛА 

        Сама рисую линию символизирующую слово «пригласила», слово четко проговариваю, прошу ребенка медленно четко повторить его.

Третья строка стихотворения:

 - Мышки сушки кушать стали,

Первое и второе слово зарисовывает ребенок, третье и четвертое я обозначаю линией.

Четвертая строка стихотворения

- Мышки зубки поломали.

 Все слова зарисовывает ребенок.

- Вот всё стихотворение зарисовали. Теперь смотри на рисунок и расскажи его.

При затруднениях помогаю ребенку.

- А как стихотворение называется? Давай наверху, посередине зарисуем его название.

- А теперь скажи, как стихотворение называется, и расскажи его.

  1. При заучивании оказывается, что ребенок затрудняется вспомнить слово «кушать». От моей подсказки отказывается, а самостоятельно вспомнить не может.  Предлагаю это слово записать под рисунком.  Четко проговариваем каждый звук К-У-Ш-А-ТЬ. Записываю слово, провожу стрелку к схеме, где должно находиться это слово.

Теперь ребенок самостоятельно может рассказать стихотворение, с опорой на рисунок.

  1. А теперь в самом верху, над рисунком, нарисуй название стихотворения. Как оно называется?

- Шутка.

Ребенок зарисовывает.

- Ты молодец! Посмотри, какую большую работу ты проделал. Расскажи, пожалуйста, стихотворение полностью. Сначала название, а потом само стихотворение.

- Что тебе сегодня понравилось? Что было легко, а что трудно?

Для закрепления возвращаемся к этому стихотворению на следующий день. Вначале ребенок читает его по карточке. Затем самостоятельно рассказывает, при необходимости пользуется рисунком-подсказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие педагога-психолога с дошкольником, испытывающим трудности социальной адаптации

Индивидуальное занятие педагога-психолога с дошкольником, испытывающим трудности социальной адаптации...

Конспект индивидуального занятия педагога - психолога с применением песочной терапии по теме: "Зима в лесу"

Развитие умения адекватно воспринимать и выражать свое эмоциональное состояние....

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы для детей с нарушениями речи, с ЗПР, по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Описание: Конспект мероприятия составлен для детей среднего дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам ДОУ.Аннотация. Конспект содержит подробное изложение хода развивающего занятия. ...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребёнком 5 лет, имеющим общее недоразвитие речи.

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:1. развивать произвольность познавательной деятельности с помощью пальчиковой гимнастики и динамической паузы и игр...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста "Развивающие и обучающие возможности нейрогимнастики и нейроигр".

Данное занятие направлено на создание условий для профилактики и коррекции двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей. А также активизацию всех когнитивных процессов, развитие мелких ...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...