Памятка "Что необходимо знать будущему первокласснику".
тест (подготовительная группа)

маслова оксана васильевна

Памятка "Что необходимо знать будущему первокласснику" поможет родителям понять насколько полно  ребенок освоил программу обучения в детском саду и готов ли он  к поступлению в первый класс школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_neobhodimo.docx61.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо

знать и уметь

к первому классу ?

Я и общество

Ребенок должен уметь рассказывать о себе и своей семье:

- полное имя и фамилию;

- возраст;

- дату своего рождения;

- имя, отчество своей мамы;

- где и кем мама работает;

- имя, отчество своего папы;

- где и кем папа работает;

- назвать остальных членов семьи (их имена, возраст);

- домашний адрес, номер телефона;

- номер своего детского сада.

Ребенок должен знать:

- название нашей страны и  ее столицы;

- флаг, герб России;

- название родного города, свой адрес,  номер телефона.

Ребенок должен иметь представление:

- о всенародных праздниках;

- о труде людей в городе и сельской местности.

Предметный мир

Ребенок должен уметь:

- классифицировать, группировать предметы, сравнивать их;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов;

- выделять характерные признаки предметов.

Примерные вопросы по разделу "Я и общество", которые могут быть предложены ребёнку при поступлении в школу:

- Расскажи о себе и своей семье.

- В какое время года твой день рождения?

- На какую букву начинается твоя фамилия, имя?

- Какой твой любимый праздник?

- Какая сказка тебе больше всего нравиться?

- Какой мультфильм ты любишь смотреть?

- Какого цвета флаг нашей страны?

- Какая наша национальная валюта?

- Расскажи о своём городе.

- Какие памятники архитектуры, музеи нашего города ты знаешь?

- Каких ты знаешь поэтов? Назови или прочти одно из стихотворений.

- Какие ты знаешь музыкальные произведения?

- Какие профессии ты знаешь?

- Человек какой профессии лечит животных?

- Человеку какой профессии понадобится указка (молоток, шприц, краска с кистью, сцена, иголка с ниткой и тд.)?

- Что делает комбайнер (почтальон, клоун, актер, балерина и тд.)?

- Какие виды спорта ты знаешь?

- В каких видах спорта используют мяч (коньки, лыжи, ракетку и тд.)?

МАТЕМАТИКА

Количество и счет

Ребенок должен знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

Ребенок должен уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке;

-соотносить цифру и число предметов;

-правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

-сравнить числа в пределах 10;

-устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

-уравнивать неравное число предметов двумя способами (прибавить, отнять).

Геометрические фигуры

Ребёнок должен уметь:

-различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;

-составлять из нескольких треугольников, четырёх угольников фигуры большего размера;

-делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Величина

Дети должны уметь:

- сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

- выражать словами, какой предмет больше(меньше), длиннее (короче), выше(ниже), шире(уже);

- сравнивать до 109 предметов, различных по величине;

- измерять длину предметов c помощью условной мерки.

Ориентировка в пространстве

Дети должны уметь:

- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;

- уметь ориентироваться на листе бумаги.

Время

Дети должны:

- различать и называть части суток, их последовательность;

- понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;

- знать дни недели, их последовательность;

- уметь называть месяцы года.

 

Примерные вопросы по разделу "Величина".

-  Какой предмет больше? (Ребенку предлагают на выбор несколько предметов для сравнения).

-  Что выше, куст или дерево?

-  Что шире, улица или проспект?

-  Какая полоска бумаги длиннее? (Ребенку предлагают  несколько полосок бумаги).

Примерные вопросы по разделу "Геометрические фигуры".

- Какие геометрические фигуры ты знаешь?

- Какую геометрическую фигуру напоминает апельсин, огурец?

- Посмотри на крышку парты и скажи, какую геометрическую фигуру она напоминает?

- Назови предметы в кабинете, которые тебе напоминают круг, прямоугольник, квадрат.

Примерные вопросы по разделу "Ориентировка в пространстве".

- Какие предметы расположены перед тобой?

- Что находиться справа от тебя?

Примерные вопросы по разделу "Количество и счёт".

- Сколько стульев в классе стоит за партой?

- Сосчитай до десяти и обратно; от трёх до восьми; от девяти до четырёх и т. д.

- Сколько окон в кабинете?

- Сколько потребуется яблок, чтобы угостить всех присутствующих?

- Три больше пяти? Девять меньше семи?

- Назови соседей чисел 5, 7, 9, 4.

- Какое число больше-6 или7?

- Какое число предыдущее числу 7?

- Какое число последующее числу 8?

- Какое число больше: последующее или предыдущее?

- Как можно составить число 10?

- Оле 9 лет. Ее сестра младше на 3 года. Сколько лет сестре Оли?

- Умеешь ли ты писать цифры?

- На сколько 5 больше, чем 3?

-Какой по счету (по порядку) стоит фигурка слоника? (Ребенок должен считать: первый, второй, третий, четвертый и т.д.)

Примерные вопросы по разделу "Ориентировка в пространстве".

- Где находится стол по отношению к окну?

- Положи карандаш на тетрадь, справа от книги.

- Обратите внимание на картинку и скажи, что находится в центре картинки?

- Какие предметы находятся перед тобой?

Примерные вопросы по разделу "Время".

- Сколько времен года ты знаешь?

- Сколько месяцев в году?

- Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.

- В каком месяце день рождения твоей мамы?

- Определи лишнее слово: зима, весна, март, лето (декабрь, осень, апрель, июль).

- Какой день наступает после четверга?

- Какой день предшествует вторнику?

- Как называется третий день недели?

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Сколько всего в неделе дней? Перечисли их.

- Назови части суток.

-Назови правильно последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь).

-Отгадай загадку: "Что за птицы прилетают по семерке в каждой стае? Вереницею летят, не воротится назад".      (Дни недели).

Изобразительная деятельность

Рисование

Ребенок должен:

- правильно сидеть при рисовании;

- уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;

- использовать гуашь, акварель;

- уметь наносить легкий контур карандашом;

- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине;

- знать цвета и их оттенки;

- уметь располагать изображения на листе бумаги;

- рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);

- изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.;                          

- иметь представление о декоративно- прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая росписи );

-  рисовать узоры по мотивам этих изделий.

Лепка

Ребенок должен:

- Уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;

- лепить предметы, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывание;

- использовать при изготовлении поделки разные способы лепки(конструктивный, пластический, комбинированный);

- уметь украшать изделия каленым и углубленным рельефом;

- лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, человека, животных).

Аппликация и ручной труд

Ребёнок должен уметь:

- правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- работать, используя приемы симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;

- сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации для создания образа;

- составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;

- изготовлять простые фигурки из бумаги путем складывания.        

Физическое развитие

К обучению в школе ребенок умеет:

- выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазания;

- прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см; прыгать через скакалку;

- перебрасывать набивные мячи;

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;

- выполнять физические упражнения четко, ритмично;

- сохранять правильную осанку;

- ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;

- активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;

- плавать.

Правильная осанка

         Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову.

         При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Могут развиться боковые искривления позвоночника - сколиозы.

         Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу - ортопеду.

Возможны следующие дефекты осанки

Правильная осанка - залог здоровья и красоты Новости Луганск…

   1.Круглая спина. Характерно увеличение изгиба грудных позвонков, сглаживание шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвита, впалая, плечи "свисают" вперед, лопатки выпячиваются.

   2.Сутулая осанка. Ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперёд, голова наклонена вперёд.

   3.Лордическая осанка. Характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличен, живот выпячивается.

   4.Кругловыгнутая спина. Увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Ягодицы резко выступают назад, живот- вперёд грудная клетка впалая.

Не рекомендуется:

   1.Укладывать ребёнка спать на мягком матраце. Матрац должен быть жёстким (волосяной, травяной, ватный), с щитом из досок или фанеры.

   2.Сидеть без опоры для ног, спины. Сидеть надо с опорой для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола - на 2-3 см. выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, обязательно нужна подставка.

   3. Читать лежа на боку. Читать необходимо сидя, при хорошем освещении.

  4.Носить в одной и той же руке тяжести. Надо приобрести ранец.

Развитие мелкой моторики рук

     Становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

     Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, что при нормальном развитии ребенка происходит к семи годам. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком  письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если:

-ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании;

-ребёнок рисует слишком маленькие предметы;

-ребёнок при раскрашивании заходит за границы рисунка;

-у ребёнка на раскрашенном  рисунке много пробелов (не раскрашенных пятен) ;

-ребёнок при штриховке не выдерживает заданную плотность и направление штриховки;

-ребёнок негативно относиться к занятиям по рисованию и штриховке.

     При нормальном развитии к первому классу ребёнок может научиться печатать буквы в тетради в клетку, что в свою очередь стимулирует учебный процесс, положительно влияет на развитие мелкой моторики; способствует умению ориентироваться на листе бумаги.

 

 

Правила безопасности

Ребенок должен знать, что нельзя:

- разговаривать с посторонними людьми;

- входить в лифт с незнакомыми людьми;

- открывать дверь чужим людям;

- показывать ключ от дома;

- баловаться спичками;

- вставать на подоконник.

Самообслуживание

Культурно- гигиенические навыки

Дети должны научиться:

- следить за своим внешним видом;

- самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

- следить за чистотой ногтей;

- уметь пользоваться расческой, носовым платком;

- при кашле и чихании отворачиваться. прикрывать рот носовым платком;

- кушать аккуратно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды;

- самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;

- аккуратно складывать и вешать  одежду;

- убирать постель, приводить ее в порядок- чистить, просушивать;

- ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

        

Правила поведения

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:

-первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;

-вежливо прощаться;

- благодарить за оказанную помощь;

-говорить тихо, не мешать другим;

-вежливо обращаться с просьбой;

-не перебивать говорящего;

- на вмешиваться в разговор старших;

-соблюдать чистоту, порядок.

Правила

дорожного движения

Дети должны:

-различать проезжую часть дороги, тротуар;

-понимать значение сигналов светофора;

-знать правила дорожного движения;

- улицу переходить в специальных местах на зелёный сигнал светофора, при красном и жёлтом- стоять;

-ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

-не играть на проезжей части дороги.

Примерные вопросы по разделу

"Предметный мир".

- Как можно назвать предметы одним словом

(диван, стул, стол, шкаф, кресло;

кофейник, сахарница, чашка, стакан;

плащ, куртка, пальто, шуба;

телевизор, утюг, магнитофон, пылесос и т.д.)?

- Как можно назвать одежду, которую люди носят зимой (летом, осенью, весной)?

- Какой предмет лишний в ряду (кукла, машинка, пирамидка, холодильник)?

- Выдели две группы предметов (самолет, катер, вертолет, теплоход).

- Выдели предметы по характерным признакам(книга, газета, журнал, линейка).

- Что общего у апельсина, мяча и арбуза.

- Посуда может быть изготовлена из ...

- Мебель бывает деревянной, ...

- Назови несколько предметов посуды (обуви, бытовой техники, одежды и т.д.).

- Какие ты знаешь виды посуды?

- Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

Ознакомление с природой

Неживая природа

Ребёнок должен:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, снежно;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослого.

Животный мир

Ребёнок должен иметь представление:

-о домашних и диких животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой и неживой природе.

Растительный мир

Ребёнок должен иметь представление:

-об условиях, необходимых для роста растений;

- лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

-о деревьях, кустарниках и цветах.

Примерные вопросы по разделу

"Животный мир".

- Каких домашних животных ты знаешь? Почему их называют домашними?

- Каких домашних птиц ты знаешь? Почему их называют домашними?

- Назовите детенышей коровы (лошади. кошки, овцы, козы, собаки и т. д.).

- Чем питаются домашние животные?

- Какую пользу приносят домашние животные?

- Где живёт белка (лиса, медведь, волк, ёж, олень, заяц и т. д.)?

- Как зимуют животные леса?

- Кто из диких животных "меняет шубу"?

- Кто из диких животных зимой спит?

- Детенышей какого животного является ежонок (бельчонок, зайчонок, волчонок и т.д.)?

- Каких животных жарких стран ты знаешь?

- Где живут морж, тюлень, белый медведь?

- Каких птиц называют перелетными?

-Что общего у воробья, галки, вороны, синицы, сороки, голубя?

- Каких насекомых ты знаешь?

- Назови летающих насекомых?

- Кто обитает в воде?

- Где живут окунь, ерш, щука, сом?

- Отгадай загадку: "Сердитый недотрога

                                     Живет в глуши лесной.

                                     Иголок очень много,

                                     А нитки - ни одной".

- Какие птицы улетают зимовать в жаркие страны?

Примерные вопросы по разделу

"Неживая природа".

- Какое сейчас время года?

- В какое время года наблюдается листопад (ледоход. снегопад)?

- Какие ты знаешь осадки?

- Отгадай загадку: "Бел, да не сахар,

                                      Ног нет, а идет".

- Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха?

- Какое сегодня небо (ясное, облачное, пасмурное)?

- Какая сегодня погода?

Развитие речи

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-уметь называть слова с определённым звуком;

-уметь определять место звука в слове( начало- середина- конец сова) ;

-делить слова на слоги;

-составлять слова из слогов;

-иметь представление о предложении;

-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-подбирать синонимы, антонимы;

-использовать разные способы образования слов;

-пересказывать знакомые сказки и рассказы;

-составлять рассказы и сказки по картинке (по серии картинок).

Примерные вопросы по разделу

"Растительный мир".

- Умеешь ли ты различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

- Какие растения ты знаешь?

- Назови части растения.

- Чем различаются куст и дерево?

- Что произойдёт с растением, если ему не будет хватать влаги и света?

- Какие плоды могут быть у деревьев?

- Что перечислено: ромашка, колокольчик, роза, василек, ландыш, тюльпан?

- Как можно назвать одним словом огурец, помидор, лук, картофель, горох, редис?

- Определи лишнее в ряду: яблоко, лимон, апельсин, смородина, груша.

- Девочка пошла в сад с корзинкой, а мальчик в огород с ведром. Что они соберут?

- Где растут грибы?

- Рожь и пшеница растут на болоте. Это так?

- Определи последовательность: почки, плоды, листья, цветы.

- Какие грибы ты знаешь?

- Мухомор вкуснее жареный или маринованный?

- Что можно приготовить из картофеля, лука, моркови и капусты?

- Отгадай загадку: "На грядке -

                                     Длинный и зеленый,

                                     А в кадке -

                                     Желтый и соленый".

- Какую пользу приносят человеку растения?

Примерные вопросы по разделу

"Развитие речи".

- Повтори: "У ежа- ежата,

                      У ужа - Ужата".

- Придумай несколько слов на "А".

- Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое начинается на "О".

- Какой звук чаще всего встречаются в следующих словах: "кукушка", "котенок", "кукла", "колобок", "кукуруза".

- Составь цепочку слов так, чтобы последний звук совпадал с первым звуком  следующего слова (дом - машина - автобус).

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.

- Определи положение звука "М" (начало- середина- конец слова):"ДОМ", "МАШИНА", "МАМА", "КАМЫШ", "СОМ", "МОЛОКО".

- Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:

-рама, рама, лама, рама;

-коса, коса, коса, коза, коса;

-челка, челка, щелка, челка.

- Назови ласково, н-р: дом - домик (птица, слон, заяц, еж, мяч, стол, кукла, дерево и т.д.).

- Задай правильно вопрос "Кто это?" или "Что это?" (берёза, мышь, девочка, яблоко, корова, лодка, жаворонок, птица, туча и т. д.).

- Подбери слова - признаки к следующим словам, н-р: ягода зрелая. спелая, крупная, красная (погода, цветок, книга, одежда, игра, дом).

- Подбери слово с противоположным значением (холодно, быстро, высоко, далеко, светло).

- Закончи предложение: "Мама купила пять килограммов... (помидоры, яблоки, груши, апельсины, мандарины, абрикосы и т. д.)".

- Если сумка сделана из кожи, то какая она?

- Назови предметы справа от тебя, слева от тебя, позади тебя.

- Расскажи об игрушке, которая тебе больше всего нравится.

- Расскажи своё любимое стихотворение.

- Какие ты знаешь гласные звуки?

- Звук "Щ"- гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой?

- Сколько звуков в слове "ДОМИНО"?

- Составь предложение из слов: школа, дети, идти, в.

- Какая у тебя любимая сказка? Расскажи о главных героях сказки.

- Закончи предложение "На деревьях не осталось ни единого листочка, потому что...".

- Определи лишнее слово в ряду: дом, сом, том, колокольчик, лом.

- Расскажи, что ты хочешь узнать в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что необходимо знать будущему первокласснику"

Как мама двух бывших первоклассников прекрасно понимаю переживания родителей. Очень хочется, чтобы в ходе тестирования при приеме в первый класс ребенок показал хорошие знания и, тем самым, подтвердил...

Что должен знать будущий первоклассник

Памятка для родителей в форме буклета. Краткий обзор умений и навыков ребенка для поступления в 1 класс....

Что должен знать будущий первоклассник.

Требования для детей,поступающих в первый класс по всем видам деятельности....

Что должен знать будущий первоклассник

Скоро в школу. Эта презентация поможет родителям разобраться готов ли их ребёнок к школе. Готов ли ребёнок к школе интелектуально? Психологически? Как он сможет построить отношения со сверстниками? Пе...

Что должен знать будущий первоклассник

Помощь родителям о необходимом "багаже знаний", для успешного обучения ребёнка в школе....

Памятка для родителей "Что необходимо уметь будущему первокласснику"

В памятке приводятся основные области, которые должен освоить ребенок к 7 годам (речевое развитие, окружающий мир, математические представления и.т.д )...