Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»
материал (старшая группа)

Пинская Ирина Николаевна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В консультации предложены советы родителям по речевому развитию детей, методы и приемы для обогащения словаря детей, игровые упражнения и список литературы для домашнего чтения с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.

Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Методы и приемы для обогащения словаря детей:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

  • По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
  • Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:

1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.


2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).


3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)


4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»


5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.


6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».


7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.


8. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий; 
храбрый, звонкий, смелый, отважный; 
желтый, красный, сильный, зеленый.

9. « Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

10. «Что общее?»

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи); 
ромашка, тюльпан (цветы); 
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ... 
тарелка, ваза, чашка — ... 
лист, трава, крокодил — ...

11. «Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

12. «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Список литературы для детей 5-6 лет

  • читать детям нужно каждый день;
  • если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:
  1. Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
    2) Виктор Драгунский. «Денискины рассказы».
    «Приключения Карика и Вали».



3) Андрей Усачев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».


4) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


5) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.


6) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».


7) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинный чулок».


8) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).


9) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.


10) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадцатый и другие».


11) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».


12) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».


13) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».


14) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».


16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».


17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».


18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».


19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.


20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».


21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Родители:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!

                                       Консультация для родителей

на тему:

«Приёмы коррекции

слоговой структуры слова»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.

В коррекционной работе по данной проблеме можно использовать такие методы и приёмы как:

  • объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
  • медленное, послоговое проговаривание слова;
  • пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
  • многократное повторение в ходе отработки.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.

Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:

-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?)

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);

- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);

- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);

- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);

- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);

-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;

А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:

Взрослый: Что это?

Ребёнок: Это духи.

Взрослый: Чьи духи?

Ребёнок: Мои духи.

Взрослый: Где пятно?

Ребёнок: Пятно на пальто.

Взрослый: Чего у тебя нет?

Ребёнок: У меня нет букетика.

Взрослый: За кем мы будем наблюдать?

Ребёнок: Мы будем наблюдать за хомяками.

Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:

Взрослый: Круглый, масляный, румяный - это что? Ребёнок: Блин.

Взрослый: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребёнок:  Клюв и т.п.

Наряду с этим дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.

При соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

Работа по исправлению слоговой структуры слова  приносит  положительные результаты в работе. Дети:

-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;

-у детей развивается фонематическое восприятие;

-преодолеваются лексико-грамматические трудности;

-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;

-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;

-активизируется и обогащается словарный запас;

-развивается грамотная речь, мышление, память

-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.

У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"

Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....