Ранний возраст.
консультация (младшая группа)

Ранний возраст

  Это период повышенной чувствительности ребенка к языку взрослых. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития ребенка. Если по каким-то причинам (болезнь, ограничение общения) языковые возможности ребенка не используются в достаточной мере, то дальнейшее общий уровень развития начинает тормозиться.

У детей второго года жизни наблюдается зарождение игровой деятельности. Дети выполняют с предметами действия, которые выполняют взрослые. В этом возрасте они предпочитают реальному предмету перед игрушкой: кормят куклу из своей миски, чашки, ложки, потому что у них еще недостаточно развито воображение, что вызывает определенные трудности в использовании предметов-заменителей.

Ребенок раннего возраста очень эмоциональная. Эмоции не устойчивы: смех меняется плачем, после слез снова радость. Ребенка легко отвлечь от негативных эмоций, показав интересный предмет.

В раннем возрасте начинают формироваться нравственные чувства. Это происходит в тех случаях, когда взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. "Тише, мама устала, она спит"; "Подай дедушка тапочки" и так далее. На втором году жизни у ребенка возникают позитивные отношения с товарищами, с которыми он играет. Формы переживания симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и приятное мягкое слово, и сострадание, и проявления внимания, и желание разделить радость с другим человеком. Если на первом году жизни чувство симпатии еще непроизвольное, бессознательное, неустойчивое, то на втором году оно становится более осознанным.

Детям раннего возраста присуще переживание такого чувства как самолюбие. Это чувство формируется под ведущим влиянием человеческих отношений, в которые с детства включается ребенок. Особенно важную роль в его становлении играют оценочные отношения - одобрение, благодарность, уважение, гнев, нарекания и тому подобное. Под их влиянием формируется оценка ребенком своих действий, поступков и себя самого, своих качеств. Она состоит как отражение оценок окружающих людей и является формой проявления морального самосознания (П.Р. Чамата).

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на одобрение (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и своих качеств.

Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки свободы (В.К. Котырло). Наибольшую побудительную силу для произвольных действий ребенка имеет показ-демонстрация действий, опосредованное прямым поощрением к активному их подражания и воспроизведения. Выполняя требования и просьбы взрослых, дети в конце третьего года способны определить цель своих действий, свои намерения. Сначала слова выступают в них в качестве аккомпанемента действий, позже начинают опережать их, становясь средством саморегуляции.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка тесно связан с нарождающимся в это время самосознанием. Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно доторкувались к носу каждого ребенка, оставляя на нем маленькую пятно красной краски. Опять посмотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои грязные носы, а не относя к себе красные пятна, которые видели в зеркале. Большинство детей, увидев свое отражение, доторкувалися пальцами К носа - соответственно узнавая себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, как мы уже упоминали, когда ребенок начинает себя называть сначала по имени, в третьем лице: "Вова", "Ната". Затем, в три года, появляется местоимение "Я". В этом же возрасте ребенок нередко заявляет "Я сама" в тех случаях, когда взрослые делают за нее то, что она уже может сама сделать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст

  Это период повышенной чувствительности ребенка к языку взрослых. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития ребенка. Если по каким-то причинам (болезнь, ограничение общения) языковые возможности ребенка не используются в достаточной мере, то дальнейшее общий уровень развития начинает тормозиться.

У детей второго года жизни наблюдается зарождение игровой деятельности. Дети выполняют с предметами действия, которые выполняют взрослые. В этом возрасте они предпочитают реальному предмету перед игрушкой: кормят куклу из своей миски, чашки, ложки, потому что у них еще недостаточно развито воображение, что вызывает определенные трудности в использовании предметов-заменителей.

Ребенок раннего возраста очень эмоциональная. Эмоции не устойчивы: смех меняется плачем, после слез снова радость. Ребенка легко отвлечь от негативных эмоций, показав интересный предмет.

В раннем возрасте начинают формироваться нравственные чувства. Это происходит в тех случаях, когда взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. "Тише, мама устала, она спит"; "Подай дедушка тапочки" и так далее. На втором году жизни у ребенка возникают позитивные отношения с товарищами, с которыми он играет. Формы переживания симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и приятное мягкое слово, и сострадание, и проявления внимания, и желание разделить радость с другим человеком. Если на первом году жизни чувство симпатии еще непроизвольное, бессознательное, неустойчивое, то на втором году оно становится более осознанным.

Детям раннего возраста присуще переживание такого чувства как самолюбие. Это чувство формируется под ведущим влиянием человеческих отношений, в которые с детства включается ребенок. Особенно важную роль в его становлении играют оценочные отношения - одобрение, благодарность, уважение, гнев, нарекания и тому подобное. Под их влиянием формируется оценка ребенком своих действий, поступков и себя самого, своих качеств. Она состоит как отражение оценок окружающих людей и является формой проявления морального самосознания (П.Р. Чамата).

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на одобрение (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и своих качеств.

Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки свободы (В.К. Котырло). Наибольшую побудительную силу для произвольных действий ребенка имеет показ-демонстрация действий, опосредованное прямым поощрением к активному их подражания и воспроизведения. Выполняя требования и просьбы взрослых, дети в конце третьего года способны определить цель своих действий, свои намерения. Сначала слова выступают в них в качестве аккомпанемента действий, позже начинают опережать их, становясь средством саморегуляции.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка тесно связан с нарождающимся в это время самосознанием. Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно доторкувались к носу каждого ребенка, оставляя на нем маленькую пятно красной краски. Опять посмотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои грязные носы, а не относя к себе красные пятна, которые видели в зеркале. Большинство детей, увидев свое отражение, доторкувалися пальцами К носа - соответственно узнавая себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, как мы уже упоминали, когда ребенок начинает себя называть сначала по имени, в третьем лице: "Вова", "Ната". Затем, в три года, появляется местоимение "Я". В этом же возрасте ребенок нередко заявляет "Я сама" в тех случаях, когда взрослые делают за нее то, что она уже может сама сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...