Статья "Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду"
статья (младшая группа)

Каткова Наталья Алексеевна

Статья "Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_v_period_adaptatsii_k_detskomu_sadu.docx7.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду»        

Для начала надо понять,что такое адаптация и что ребенок испытывает,придя первый раз в детский сад.

Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке.

 В каком бы возрасте ребёнок ни пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы,стресс для ребенка.

Что является причинами тяжелой адаптации ребенка к условиям детского сада?

Причинами тяжелой адаптации могут стать:

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Вредные привычки ребенка.
  • Неумение ребенка занять себя игрушкой.
  • Несформированность у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков.
  • Отсутствие опыта общения у ребенка с незнакомыми детьми и взрослыми.

Таким образом, в детском саду ребёнку нужно привыкнуть:

  • к новым взрослым, которые будут о нём заботиться;
  • к новым требованиям, новому режиму, новому помещению;
  • к новой пище, новым условиям еды и сна;
  • к обществу своих сверстников.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах.

Поход в садик нужно продумывать заранее. Важно что бы утро было без спешки. Если крохе тяжело расставаться с мамой, его первое время может водить в садик папа или кто-нибудь из близких,с кем ребенок менее болезненно расстается.

Перед тем как отвести ребенка в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех. Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа - это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа.

Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости ребенком его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Стоит показать малышу, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему. Не надо слишком назойливо расспрашивать малыша о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.

Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе.

Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков, умения вступать в общение со взрослыми и детьми:

  • способствовать его контактам с детьми во дворе и дома, вовлекать в совместную со сверстниками игру;
  • стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта);
  • стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми; побуждать к обращению к незнакомому взрослому («Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку»), к совместной деятельности. На основании опыта общения со взрослыми расширяется круг его общения со сверстниками;
  • демонстрировать пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего и т.п.;
  • создавать ребенку время от времени своего рода безопасные трудности. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью.


При благоприятных условиях садик станет полноценным тренингом общения для ребенка, подготовкой к школе и к взрослой жизни в целом.

Залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Родителям необходимо интересоваться у воспитателей, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.

В заключениии хотелось бы сказать, по каким признакам можно судить о том, что период адаптации закончился.


Объективные показатели:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков;
  • активное поведение;
  • соответствующая прибавка в весе.

Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: "Пока" и скрывается в группе, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой.

Уважаемые родители, помните, что радостное настроение малыша находится в ваших заботливых руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Консультация для родителей_Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду

Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана для ребенка с объективными трудностями. Адаптация включает широкий спектр индивидуаль...

Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»

Выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт род...

Статья "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В статье "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"  даются советы родителям и воспитателям как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду....

«Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду»

Адаптация - это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке....

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....