Дополнение к консультации « Интерактивная педагогика в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"
консультация

Марданова Лариса Фидаевна

Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Предлагаю воспитателям и родителям использовать эти интерактивные формы и методы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klastery_keys_metody_sinkveyn.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ФГОС:         образовательных,        индивидуальных,         конструктивно- исследовательских и организационно-проектных.

      Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

      Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

  • предъявление        информации        на        экране        компьютера        или        на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения,        звук,        мультипликация        надолго        привлекают        внимание ребенка;
  • стимулирует познавательную активность детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в        процессе        своей        деятельности        за        компьютером        дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Для решения воспитательных и образовательных задач воспитатели ДОУ используют следующие интерактивные формы и методы:

       Кейс-метод в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей. Суть метода состоит в том, что участникам дается описание определенной ситуации, которая смоделирована как реальная. В ходе совместной деятельности они знакомятся с проблемой и обдумывают способы ее решения. В небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

     Дискуссия, как интерактивный метод обучения, – целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

  • моделировать реальные жизненные проблемы;
  • вырабатывать у участников процесса умение слушать и взаимодействовать с другими;
  • продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
  • обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия, сама по себе, выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

    Кластеры.  Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

  1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
  2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
  3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
  4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например: Лыжи

Санки Праздник

Дед Мороз Зима Снеговик Подарки елка Новый год Каток

В ДОУ можно использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок, и найти связь между ними.

Синквейн. Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

  1. строка: Тема одним словом (обычно существительное);
  2. строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных);
  3. строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия);
  4. строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов);
  5. строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Например: МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

          ДОБРОТА

В ДОУ можно использовать таким образом.

1 строка: Предмет или явление - одним словом.

2 строка: Описать какой этот предмет.

  1. строка: Действия данного предмета.
  2. строка: Нравится ли данный предмет и как?
  3. строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?

  Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты - метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

Общий проект - метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» - коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

«Мозговая атака (мозговой штурм)» - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

«Что? Где? Когда?» - активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное. «За и против» - метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент - «за») и почему не нравится зима (аргумент

- «против»).

В результате использования интерактивных методов происходит эффективное усвоение информации, сотрудничество, коммуникативная компетентность, доверительные отношения, рефлексия, познавательная активность, творческая самостоятельность, приобретение важных социальных навыков, индивидуализация обучения и т.д.

Таким образом,  эти  интерактивные  методы, можно активно применять в деятельности дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...