Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Тестова Ирина Валентиновна

Консультация для родителей

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»

 

image

 

Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность и расширять словарь вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в совместном творчестве, при помощи дидактических игр...

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательных занятиях например «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на полоски, каждая из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из опыта работы учителя лицея дают рекомендации о сформированности именно этого умения. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трём, трём
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим
(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.
​(ставят кулак на кулак).

 

«Мальчик-пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает при помощи другой руки по одному пальчику.

Мальчик-пальчик, где ты был?
(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.
(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.
(разгибаем средний пальчик)

С этим братцем кашу ел.
(разгибаем безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел.
(разгибаем мизинчик)
Затем руки можно поменять.

 

Для того чтобы заниматься развитием речи ребёнка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи детей в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Я предлагаю вам некоторые из них:

 

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи детей заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов - переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Родитель: Кошка, бывает какая?

Ребёнок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Родитель: Что еще бывает разноцветным?

Ребёнок: Радуга, платье, телевизор...и т.д.

 

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических (синтагматика - совокупность нескольких слов объединённых по принципу) связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываете любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

 

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называете цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

 

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаете мяч ребёнку и произносите слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ДЕНЬ … НОЧЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
УТРО...ВЕЧЕР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей «Развитие речи ребёнка»

 

Чтобы помочь ребёнку, запомните эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - его речь во время игр, чтения стихов, пересказа прочитанного, а также самостоятельного высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»

Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность и расширять словарь вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в совместном творчестве, при помощи дидактических игр...

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательных занятиях например «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на полоски, каждая из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из опыта работы учителя лицея дают рекомендации о сформированности именно этого умения. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

 

Пальчиковая гимнастика:

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трём, трём
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим
(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.
​(ставят кулак на кулак).

 

«Мальчик-пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает при помощи другой руки по одному пальчику.

Мальчик-пальчик, где ты был?
(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.
(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.
(разгибаем средний пальчик)

С этим братцем кашу ел.
(разгибаем безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел.
(разгибаем мизинчик)
Затем руки можно поменять.

Для того чтобы заниматься развитием речи ребёнка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи детей в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Я предлагаю вам некоторые из них:

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи детей заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов - переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Родитель: Кошка, бывает какая?

Ребёнок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Родитель: Что еще бывает разноцветным?

Ребёнок: Радуга, платье, телевизор...и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических (синтагматика - совокупность нескольких слов объединённых по принципу) связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываете любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называете цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

 

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаете мяч ребёнку и произносите слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ДЕНЬ … НОЧЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
УТРО...ВЕЧЕР

Памятка для родителей «Развитие речи ребёнка»

Чтобы помочь ребёнку, запомните эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - его речь во время игр, чтения стихов, пересказа прочитанного, а также самостоятельного высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...