Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Тестова Ирина Валентиновна

Мастер- класс с педагогами по теме:

 «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики путем комментированного показа;

2. Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

3. Повысить уровень мастерства педагогов.

4.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам, процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой

цель:

развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр, пособий и игрушек, пальчиковых игр и упражнений и т.д.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Актуальность и перспективность опыта.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

 

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;

сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе:

ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется, слишком быстрым и сложным;

недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;

неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;

если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;

такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Мариониллой Максимовной Кольцовой (доктор медицинских наук) на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В нашей работе не содержится принципиально новых открытий и изобретений. Мы опробовали уже известные приёмы развития мелкой моторки руки в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых)

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,

- песочная терапия (созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом);

- насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;

- выполнение аппликаций;

- выполнение оригами;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- шнуровки

Приемы развития мелкой моторики рук.

1. Массаж кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти). 

2. Ежедневные пальчиковые игры (со стихами). 

3.Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор) 

4..Рисование несложных геометрических фигур в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

5.Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 

6.Выкладывание фигур из счетных палочек

7.Игры с предметами домашнего обихода( прищепки, бусины, крупы и др.)

При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание такие принципы:

-игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

-постепенное усложнение игрового материала, упражнений - от простого к сложному.

Для достижения результата работа должна быть регулярной.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность.

Практическая часть.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Предлагаю начать с самомассажа прищепками.

Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук.

·                          Кусается сильно котёнок – глупыш,

·                          Он думает: это не палец, а мышь.

·                          Но я же играю с тобою, малыш!

·                          А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

 

Массаж карандашами

hello_html_25e03b39.png«УТЮЖОК»


 

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вhello_html_m4290e4b2.pngправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

hello_html_m545bf45f.png
 

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«Лhello_html_75914fed.pngАДОШКА»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Нарисую я ладошку,

                      Отдохну потом немножко.

Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Сейчас, когда наши пальцы разогрелись, мы можем приступить к следующему этапу.

Мы разделимся на группы, каждая группа будет работать отдельно, чтобы нам попробовать некоторые предложенные игры, естественно, что такие игры – упражнения проходят в основном все совместно с воспитателем.

1 группа – игра с прищепками «Дополни предмет»

Цель игры: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

Ход игры:

У этой игры есть несколько вариантов:

1. Дополнить прищепками недостающие детали предмета;

2. Работаем с планшетами, котрые приготовили сами дети. Сначала мы наклеили наклейки, что доставило массу удовольствия, затем мы обыграли, в зависимости от того, что наклеено, я детям задавала вопрос (продемонстрировать наглядно)

2 группа – играет с камешками «Волшебные камешки».

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление; развивать мелкую моторику.

Ход игры:

Ребенку предлагается выложить узор из камешков (на начальном этапе  - по схеме, затем – самостоятельно). Схемы могут быть самые разнообразные.

3 группа – игра – соревнование «Кто быстрее доберётся до предмета(предмет выбирается по выбору детей»

Цель: Развитие мелкой моторики, быстроту реакции.

Ход игры:

Предлагается кольцо, к нему цветные приклеены ленточки на конце которых находится карандаш.

Сначала, дети накручивают ленту двумя руками, затем правой(левой).

Кто быстрее окажется у предмета( можно в центр положить колокольчик).

4 группа – играет в игру «Рингл – динг»,_ в переводе «Колечки – звоночки).

Цель игры:  Развитие мелкой моторики, наглядной памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, ориентировки на пальчиках рук, цветовосприятия, усидчивости, симметричное украшение, упражнять в счёте.

Ход игры:

Для игры необходимы: карточки с заданиями, силуэт руки, цветные

резиночки, звоночек (колокольчик)

Поместите звонок так, чтобы каждому из игроков было удобно до него дотянуться.

• Разложите все резиночки около звонка.

• Перетасуйте карты и разложите их рубашками кверху, с другой стороны от звонка.

1 вариант: дети должны каждый себе, взять карту и одновременно начать одевать колечки, каждый по своему образцу. Кто закончил звонит в звонок( аналогично 2, 3, и т.д.)

2 вариант. Когда все готовы, один из игроков переворачивает верхнюю карту колоды и помещает ее таким образом, чтобы каждый игрок мог хорошо видеть карту. Как только карта открыта и выложена возле колоды, все игроки стараются как можно быстрее подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карточке.

Игрок, который первым справился с этим заданием, звонит в звонок рукой, на которую надеты резиночки. При этом он должен оставить руку на звонке, чтобы другие дети проверили, правильно ли он выполнил задание.

Если задание выполнено правильно – игрок забирает карту себе.

Если задание выполнено с ошибками – игрок не только не получает карту, но и возвращает в колоду одну из уже выигранных карт. Если он еще не выиграл ни одной карты, он может пропустить следующий ход. (Если в игру играют двое – второй игрок автоматически выигрывает карту.)

После каждого раунда все резиночки снимаются с пальцев и снова складываются возле звонка.

Победитель раунда открывает следующую карту.

 

Можно использовать ещё некоторые виды игр и упражнений:

 

Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот —

Весь платок он скушал, вот!»

(упражнение проводится с педагогами)

 

игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.

«В зоопарке мы бродили,                     «Идёт собака, кот идёт,

К каждой клетке подходили                   И дождь идёт и град…

И смотрели всех подряд —                     Ещё часы идут вперёд,

Медвежат, волчат, бобрят».                    Хоть на столе стоят».

(упражнение проводится с педагогами)

 

Пособие «Игры с пуговицами». В процессе игры развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, тактильное восприятие, творческая и эмоциональная сфера. Ребенок украшает шаблоны пуговицами.

 

Пособие «Контуры». Я его считаю многофункциональным. Дети выкладывают контуры предметов различными материалами: ракушками, камешками, бусинами, пуговицами, веревочкой, пластилином, так же их можно заштриховывать.

 

Игра «Лыжники» — используются большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

«Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?.. Лыжи». (упражнение проводится с педагогами)

 

Игры с крупами. Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.
 

«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой.

 

«Игры с крупами» дети очень любят играть руками  с разными видами крупы: гречки, гороха, фасоли. Выкладывать из них контуры предложенных рисунков, затем самостоятельно придумывают себе предмет для выкладывания.

 

«Бусы» (аналогично можно использовать нарезанные коктельные трубочки, крышечки от использованных фломастеров) нанизывание на шнуровку крышечек из пластиковых бутылок, или косточек от счёт. Можно предложить несколько вариантов обыгрывания цветов при составлении.

 

«Расстегашки» Предложить детям застёгнутую на пуговицы аппликацию. Ребёнок должен расстегнуть, затем заново застегнуть. После, усложняется, воспитатель расстегнутые аппликации пересортировывает, ребёнок должен самостоятельно подобрать ту, которая ему подходит.

 

Пальчикоыве игры

Их огромное множество, дети с большим удовольствием играют в них.


Вывод: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

Анализ результативности

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- пополнить картотеку дидактических игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc1.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторик...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Описание психолого-педагогической технологии работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в це...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...