Общее родительское собрание по теме "Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста"
консультация

Павлова Алена Александровна

Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Хотела бы сегодня рассказать Вам о том, как появляется и развивается в дальнейшем речь у наших детей и от каких факторов зависит развитие речи у ребёнка, а также что нужно делать, если Ваш ребёнок имеет проблемы с развитием речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №7  «УЛЫБКА»

г.Балаково Саратовская область

Выступление на общем родительском собрании

По теме: «Начало учебного года – начало нового этапа

в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»

«Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста»

Павлова Алена Александровна

учитель-логопед МАДОУ детский сад №7

г.Балаково Саратовской области

24 октября 2019 г.

Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Хотела бы сегодня рассказать Вам о том, как появляется и развивается в дальнейшем речь у наших детей и от каких факторов зависит развитие речи у ребёнка, а также что нужно делать если Ваш ребёнок имеет проблемы с развитием речи.

Для начала давайте поговорим о факторах, которые влияют на появление и развитие речи у детей:

  1. определенной степени зрелости коры головного мозга;
  2.  определенного уровня развития всех органов чувств;
  3.  наличия речевой среды, речевого окружения;
  4.  состояния психофизического здоровья ребенка;
  5.  потребности пользоваться речью, как основным способом общения.

        

Становление речи у детей можно рассмотреть линейно: крики – гуление -  лепет – слова -  словосочетания – предложения -  связный рассказ.

Крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Рефлекторный крик новорожденного мать слышит в родильном зале. Рефлекторный крик сохраняется у ребенка до восьми недель.

Период гуления продолжается с 2 -х до 5 -ти месяцев. Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки, затем появляются звуки, подобные заднеязычным и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА и т. д. К концу периода гуления начинают появляться губные и переднеязычные, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевые ([В], [Ф], [С’], [З’]).

С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10 -12 месяцев. В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними.

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.

К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10– 15 -ти осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО -НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ), но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.

В один год и два месяца у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова.

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев. В полтора года у нормотипичного  ребенка в словаре 50 -60 слов, появляются односложные предложения-требования, преимущественно существительное + глагол повелительного наклонения. (Мама иди, мама кати, мама дай, мама на,…..дай ням-ням…и т.д.)

Словарь к двум годам у нормотипичного ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи. Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка.

На третьем году жизни у ребенка формируется фразовая речь.Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он слушает чтение знакомых сказок, стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.

Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата (т.е. не все мышечные рефлексы ротовой полости, а также мышцы лица достаточно сформированы). Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г’], [М’], [П, ][П’], [Б’], [Т’], [Д’], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф’] [Ы], [Э], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков. Все звуки позднего онтогенеза (например: сонорные звуки – р, л) ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые.

Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит. Отмечаются нарушения звуко-наполняемости слов. Например, при стечении согласных в начале слова первый согласный опускается: [ПАТЬ] вместо спать, [КУЙКА] вместо шкурка, [НИСЬКА] вместо книжка и т. п. Иногда опускается начальный гласный звук: [ПАДЕТ] вместо упадет. К концу третьего года жизни эти сокращения уходят. Отмечаются нарушения слоговой структуры слов: [ЛЯСЁ] вместо хорошо, [ПАЛЯМ] вместо пополам, [ЛИВАТЬ] вместо поливать.

В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ ]вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т. п. Ребенок активного овладевает навыками словообразования. В речи ребенка представлены простые распространенные предложения и сложные предложения различной конструкции. Ребенок задает много вопросов. По образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.Исчезает смягчение твердых согласных звуков. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат( ц-ч), и сонорных звуков. Правда, у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [Л], [Л’] или опускается и т. п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З’].

У ребенка пятого года жизни в речи значительно сокращается количество грамматических ошибок. Но отдельные ошибки все-таки отмечаются. В речи представлены простые распространенные предложения даже с противопоставлением и сложные предложения различной конструкции. У ребенка совершенствуются навыки словообразования.

Ребенком используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь), Малыш может пересказать хорошо знакомую сказку или только что прочитанный небольшой рассказ, не испытывает затруднений при составлении описательного рассказа об игрушке, предмете по предложенному взрослым плану или алгоритму, может составить рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок. Ребенок с удовольствием выразительно рассказывает стихи.

Фонетико-фонематическая сторона речи Ребенок осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке все свистящие звуки и дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

На шестом году жизни наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J] (проторный звук), либо опускаются, что считается физиологической нормой. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

На седьмом году жизни на уровне устной речи ребенок овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок, овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений.

К концу становления и развития речи у детей дошкольного возраста процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Мы рассмотрели процесс появления речи и её становления в норме. Если Вы, родители, видите, что речь вашего ребенка не прошла все этапы становления её в онтогенезе, или же на каких-то этапах сформировалась недостаточно, то я Вам рекомендую помочь своему ребенку, для того чтобы в полной мере подготовить его к школе, а именно:

  1. Выявить возможные медицинские причины нарушений развития речи у ребенка – провести обследования у медицинских специалистов, таких как невролог, психиатр, лор, стоматолог-хирург и стоматолог-ортопед; Если необходимо медицинское вмешательство, лечение и реабилитация, то необходимо выполнить все рекомендации выше-перечисленных специалистов и эту помощь ребёнку оказать;
  2. Рекомендуется консультация логопеда, выполнение его рекомендаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с №7 «Улыбка» Павлова Алёна Александровна « Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста »

Слайд 2

Факторы, влияющие на появление речи: от определенной степени зрелости коры головного мозга; от определенного уровня развития всех органов чувств ; наличия речевой среды, речевого окружения; состояния психофизического здоровья ребенка; потребности пользоваться речью, как основным способом общения

Слайд 3

Линейная схема появления речи крики – гуление - лепет – слова - словосочетания – предложения - связный рассказ

Слайд 4

От 0 – 1 года рефлекторный крик; гуление ; гласные звуки; заднеязычные звуки: АГУ, УГИ, АГА; губные и переднеязычные; щелевые ([В], [Ф], [С’], [З ’]); эхолалическое повторение за окружающими; произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними; лепет приобретает социализированный характер; период произвольного подражания; слова НЕ, ДА с соответствующими жестами; 10-15 слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ)

Слайд 5

От 1 – 3 лет отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова; появляются односложные предложения-требования, преимущественно существительное + глагол повелительного наклонения. (Мама иди, мама кати, мама дай, мама на,…..дай ням-ням …и т.д .; употребляет не только существительные и глаголы, но и другие части речи; осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка; формируется фразовая речь; овладевает диалогической речью; начинается развитие монологической речи; освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г’], [ М’], [П, ][П’], [Б’], [Т’], [Д’], [Н ’], [В], [В’], [Ф’] [ Ы], [Э], [Х’], [С’], [З’], [Л ’]

Слайд 6

От 3 – 4 лет овладевает навыками словообразованияё ; простые распространенные предложения и сложные предложения различной конструкции ; задает много вопросов; может составить описательный рассказ по вопросам и серии сюжетных картинок; легко запоминает и рассказывает небольшие стихи; исчезает смягчение твердых согласных звуков; осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ ); появляется звук [Л ’]; произносит свистящие звуки: [ С], [С’], [З’]

Слайд 7

От 4 – 5 лет простые распространенные предложения даже с противопоставлением и сложные предложения различной конструкции; совершенствуются навыки словообразования; использует различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь ); малыш может пересказать хорошо знакомую сказку; может составить рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок; выразительно рассказывает стихи; в речевом потоке все свистящие звуки и дифференцирует их между собой; легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа , иа

Слайд 8

От 5 – 6 лет шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке; уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ ]; осваивают звук [Л ]; звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J] ( проторный звук), либо опускаются; определяет начальный и конечный звуки в словах; определяет количество звуков в трех- пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук

Слайд 9

От 6 – 7 лет овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок; овладел развернутой фразовой речью; владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика; может составить план рассказа или пересказа текста; может выразительно рассказать несколько стихотворений; процесс фонемообразования заканчивается; правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук

Слайд 10

РЕКОМЕНДАЦИИ Выявить возможные медицинские причины нарушений развития речи у ребенка – провести обследования у медицинских специалистов, таких как невролог, психиатр, лор, стоматолог-хирург и стоматолог-ортопед; Если необходимо медицинское вмешательство, лечение и реабилитация, то необходимо выполнить все рекомендации выше-перечисленных специалистов и эту помощь ребёнку оказать; 2) Рекомендуется консультация логопеда, выполнение его рекомендаций.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

ЦелиПовышать педагогическую компе­тентность родителей по проблемам: обеспечения безопасности жизнедея­тельности, повышения ответственности за создание условий для безопасной жизни ребенка; обучения де...

Родительское собрание на тему :«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

В младшей группе проведено собрание в нетрадиционной форме за круглым столом. ТЕМА: родительского собрания «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»В собрании обсуждается вопрос...

Родительское собрание на тему Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с №18 «Колобок» г.Брянск

Родительское собрание на темуНужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?Воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаМБДОУ д/с №18 «Колобок» г.БрянскЦель: привлечь родителей к обсуждению во...

Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста

Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения детьми дошкольного возраста звуковым строем русского языка изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова...