Доклад "Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей при помощи актуальных форм и технологий"
консультация

Елена Михайловна Подзолкова

Августовская конференция педагогических работников системы образования Гурьевского городского округа 2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgustovskaya_konferentsiya_2018.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

"Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей при помощи актуальных форм и технологий"

      На современном этапе модернизации дошкольной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

      Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.

      В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному образованию детей особенно актуален в наши дни.

     Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

     Цель: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учётом ФГОС, посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно - образовательный процесс.

    Задачи: Повысить уровень психолого - педагогической культуры родителей по образовательной области "Музыка" путём консультативной помощи.

Просветить родителей в вопросах создания музыкально - развивающей среды в семье.

Привлечь родителей к активному участию в образовательно - воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьёй.

     Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. Уже в раннем детстве необходимо развивать у ребёнка интерес к музыке, побуждать к эмоциональному отклику на неё. В рамках работы клуба "Наш ребёнок" музыкальные руководители показывают родителям, как при исполнении песенки про зайца, мишку можно использовать имеющиеся дома игрушки. Действуя с ними в зависимости от содержания песни и вовлекая ребёнка в активное действие, взрослые поощряют звукоподражание, подпевание ребёнком отдельных слов. Далеко не все родители обладают достаточными знаниями в области музыкального воспитания детей, поэтому педагоги рекомендуют использовать для домашнего музицирования  музыкальные произведения  с которыми ребёнок знакомится на занятии. Под музыку плясового характера можно танцевать, взяв ребёнка за руки, а под спокойную тихо посидеть, посадив малыша на колени.

      Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности. Первым опытом в этом направлении стал проект "Этот удивительный мир звуков". Целью познавательно - творческого проекта стало развитие интереса и потребности у детей умения слушать, воспринимать и исследовать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные. Проект был организован и проведён с дошкольниками 5 - 6 лет. В ходе данного проекта были разработаны и проведены цикл интегрированных занятий: " Что такое звуки?"; "Как они появились?"; "Почему их так много, целое море?"; "Дрожит, значит звучит!"

    Для самостоятельного поиска ответа на заданные вопросы в музыкальном зале появился "Центр исследования звуков", в котором доступными, а потому любимыми, стали шумовые музыкальные инструменты сделанные руками детей и родителей.

В ходе реализации проекта пришли к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творчество, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Дети по-новому слышат мир звуков, а их вокруг нас много и они такие разные! И каждый звук может стать музыкой.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приёмов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов  в организации этой деятельности с детьми. Вот и в нашем детском саду решили организовать семейный оркестр!

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности детей,  являющийся лучшей формой приобщения к совместному коллективному творчеству. Создание семейного оркестра очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма нужное и необходимое. Семья, приобщённая к миру музыки, познавшая красоту звучания оркестра, пронесёт эту любовь через всю жизнь. Работа с семейным оркестром показала, что обучаться игре на музыкальных инструментах могут все дети и взрослые без исключения. Для этого не требуется особых особенностей, каких - то определённых музыкальных данных.

Результаты работы с музыкальными инструментами проявляются в открытых выступлениях на утренниках, концертах, фестивалях. Эти выступления находят живой отклик в сердцах детей и родителей. Оркестр сплачивает коллектив взрослых и детей, повышает ответственность каждого за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность и робость.

Одна из эффективных форм работы с родителями - создание семейного клуба любителей музыки "Лира". Основная задача клуба - духовное сближение родителей и детей через любовь к музыке. Темы наших встреч разнообразны: "Когда мои друзья со мной", (о творчестве В. Шаинского); "Песни опалённые войной"; "Романса трепетные звуки"; "Эх, частушка - коротушка".

С целью использования интеграции видов искусств, при котором музыкальное произведение воспринимается в комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы, музыкальные руководители разработали цикл занятий " Третьяковская галерея". В конце каждой встречи  дети и родители выражают свои чувства, переживания, вызванные музыкой в рисунках.

Особенно успешно состоялось сотрудничество в совместном проекте  с Калининградским областным симфоническим оркестром под руководством Заслуженного деятеля искусств России А.А. Фельдмана.

Освоив азбуку певческой культуры, дети успешно выступили на ежегодном фестивале детского творчества " Гурьевские звёздочки" в хоре. Детский хор в количестве 50 человек исполнил произведения композитора А.А. Фельдмана: "Радуга", "Дождик" и "Кто это?".

А чуть позже, воспитанники нашего детского сада выступили в составе большого, областного сводного хора дошколят в Кафедральном соборе г. Калининграда, в День защиты детей.

Наши встречи с симфоническим оркестром продолжились в музыкальной гостиной совместно с родителями детей старшего дошкольного возраста. На этих встречах дети и родители учились слушать музыку П. И. Чайковского. В исполнении оркестра дети познакомились с музыкальными пьесами из "Детского альбома".

Фестиваль семейного творчества "Музыкальная семейка" стал традиционным в нашем детском саду. На этом празднике семьи соревнуются в умении петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, преображать сказочных героев, проявляют своё творчество, выдумку, музыкальные способности. Фестиваль пользуется особой популярностью среди родителей, так как проходит он весело, ярко, в предверии Нового года. Каждый год число участников прибавляется. В этом году больше 20 семей подали заявки для участия в фестивале. В конце праздника все участники награждаются дипломами и подарками.

Исходя из проведённого мониторинга и анализа усвоения детьми программы ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, пришли к обоюдному решению, что наиболее успешно дети освоили программу по музыкально - ритмической деятельности. Причиной такого усвоения является многолетняя работа кружка "Весёлые ножки". Эта работа привлекла внимание не только детей, но и родителей с которыми были созданы совместные танцевальные композиции. В итоге появилось наше яркое выступление на торжественном мероприятии в ДКЖ г.Калининграда, посвящённое 70 - летию системы образования Гурьевского района "Семейная трилогия".

Совместно с музыкальными руководителями разработали план по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Эта тема прошла лейтмотивом по всем видам музыкальной деятельности. На занятиях появились элементы музыкотерапии, новый раздел "И танцы тоже лечат...", куда вошли хороводы и коммуникативные танцы с родителями. Коммуникативные танцы - игры содержат несложные движения. Тактильный контакт осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и родителями, решению поведенческих и личностных проблем. Более 5 лет в детском саду существует танцевальный коллектив - "Нежность". В его выступлениях участвуют родители вместе с детьми. Особенно полюбились такие танцы как: "У тебя - у меня", "Потанцуй со мной, дружок", "Кошки - мышки", "Мой сынок", "Отец и дочь" и др. Этот замечательный коллектив привлекаем к участию в мероприятиях областного и районного масштаба.

Коммуникативные танцы - игры занимают особое место в нашей работе, поскольку они и развлекают и развивают. И если "Учиться надо весело...", то лучшего материала для работы с детьми и их родителями просто не придумаешь!

 

.    

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.

Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».

laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...