Развитие эмоционального интеллекта у детей.
статья

Старостина Вера Васильевна

Эмоциональный (или социальный) интеллект – это понятие, которое стало общеупотребительным относительно недавно. Если классический и всем хорошо известный коэффициент интеллекта обозначается как IQ (intelligence quotient), то для эмоционального интеллекта используется аббревиатура EI (emotional intelligence), порой его обозначают также как EQ. Многие психологи и социологи сходятся в том, что EI – это то, что оказывает достаточно серьезное влияние на качество жизни человека. Следовательно, на развитие эмоционального интеллекта у ребенка стоит обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_u_detey.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей.

Эмоциональный (или социальный) интеллект – это понятие, которое стало общеупотребительным относительно недавно. Если классический и всем хорошо известный коэффициент интеллекта обозначается как IQ (intelligence quotient), то для эмоционального интеллекта используется аббревиатура EI (emotional intelligence), порой его обозначают также как EQ. Многие психологи и социологи сходятся в том, что EI – это то, что оказывает достаточно серьезное влияние на качество жизни человека. Следовательно, на развитие эмоционального интеллекта у ребенка стоит обратить внимание.

Что включает в себя эмоциональный интеллект?

Социальный интеллектуальный уровень – это понятие составное, включающее в себя несколько компонентов. Чтобы вы лучше понимали, что оно из себя представляет и зачем вашему ребенку это нужно, приведем вольное описание популярной модели социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI), включающей в себя пятнадцать способностей.

Внутриличностные способности

Все компоненты ESI делятся на пять групп, первая – самая обширная – касается внутриличностных возможностей:

Самоуважение. Оно предполагает понимание своих достоинств и недостатков, и принятие себя вместе с ними. Оно не исключает работу над недостатками, однако предполагает полноценное уважение к себе как к личности на том этапе развития, на котором она сейчас находится.

Самовыражение (и/или ассертивность). Суть такой способности заключается в том, чтобы, во-первых, уметь четко и понятно излагать свои мысли, желания, эмоциональные состояния. А во-вторых – не зависеть от оценок окружающих и внешних влияний (естественно, в разумных пределах, потому что иногда прислушаться к окружению бывает полезно).

Эмоциональная осознанность. Это одна из важнейших составляющих эмоционального интеллекта, ради развития которой имеет смысл заниматься улучшением EI в принципе. Она предполагает умение понимать возникающие у себя чувства и прослеживать причины их появления. То есть жить и действовать не «по наитию», а с глубоким пониманием своей эмоциональной сферы.

Независимость. Такой компонент может показаться немного похожим на ассертивность, однако в действительности он несет немного иной смысл. Независимость – это не способность не поддаваться внешним воздействием, а умение функционировать (в первую очередь – в эмоциональном плане) без зависимости от других людей.

Самоактуализация. В основе этой составляющей лежит абсолютно естественное стремление каждого человека к развитию. Самоактуализация – это стремление реализовать свой потенциал, постановка соответствующих целей и их усердное достижение, неуклонное желание становиться лучшей версией себя.

Межличностные способности

Следующая группа способностей касается межличностных отношений:

Эмпатия. Так называется способность распознавать и понимать те эмоции, которые испытывают другие люди. Это не обязательно означает, что если, например, кто-то плачет, то человек с высоким уровнем эмпатии тоже должен заплакать – скорее, он должен понять ту боль, или обиду, или разочарование, или еще какое-либо чувство, ставшее причиной слез.

Межличностные отношения. В контексте ESI под ними понимается способность налаживать вербальные и невербальные контакты, создавать и поддерживать отношения, включающие в себя взаимопонимание и эмоциональную близость, и в целом умение комфортно социализироваться.

Социальная ответственность. Она, наряду с умением вписаться в социум, включает в себя развитие чувства ответственности за других людей, морали, нравственности, способности сотрудничать с другими и руководить ими.

Способности к адаптации

Следующая группа способностей, на улучшение которых, в том числе, направлено развитие эмоционального интеллекта – это способности адаптивные:

Оценка действительности. Это умение не только жить внутри своих переживаний, осознавать и понимать их, но и здраво соотносить их с объективно существующей реальностью.

Гибкость. Она предполагает умение подстраиваться под окружение и обстоятельства: в плане поведения, переживаемых эмоций, в некоторой степени – даже образа мышления. В этом показателе очень важно соблюсти «золотую середину».

Решение проблем. Такая способность включает в себя сразу несколько составляющих. Во-первых, умение понять и четко сформулировать конкретную проблему. Во-вторых, умение найти наиболее рациональное решение этой проблемы. И, наконец, в-третьих – умение результативно действовать в соответствии с выбранным решением.

Общее настроение

К числу способностей, входящих в состав эмоционального интеллекта, относятся и те, что связаны с расположением духа:

Счастье. Под этим названием скрывается умение быть счастливым, воодушевленным, жизнерадостным, способность любить других людей и жизнь. Счастье – это состояние души, которое зависит, в первую очередь, от самого человека.

Оптимизм. Этот компонент предполагает развитие умения сохранять позитивное отношение, надежду и веру в лучшее даже в достаточно сложных обстоятельствах; рассматривать трудности как новые возможности.

Выход из стрессовых ситуаций

Последняя группа компонентов эмоционального интеллекта – это те способности, что связаны с управлением стрессом:

Контроль импульсов. Это, по сути, самодисциплина – умение противостоять сиюминутным соблазнам ради достижения желанного результата в долгосрочной перспективе.

Стрессоустойчивость. Такое обширное понятие в контексте ESI означает, в первую очередь, умение управлять своими негативными эмоциями и не погружаться в их пучину.

Отказ от эмоциональной закрепощенности

Первый и самый важный аспект того, как развить у детей эмоциональный интеллект – это пристальное внимание к эмоциям как таковым. Оно включает в себя различные нюансы и методики, которые должны стать вашей каждодневной практикой:

Понимание и озвучивание своих эмоций. Ребенок учится чему-либо, в одну из первых очередей, через повторение за родителями. Поэтому вы должны демонстрировать значимость осознания своих эмоций и не стесняться их проговаривать. Если вы злитесь из-за того, что ребенок прогулял школу, или восхищены тем, как удачно он подобрал цвета для своего рисунка – обязательно говорите об этом.

Разговоры об эмоциях как естественное положение вещей. В вашей семье должна быть создана такая атмосфера, в которой ребенок не будет бояться говорить, что он чувствует. В которой он сможет рассчитывать на понимание и поддержку, на помощь в том, чтобы разобраться в своих эмоциях и их причинах. Для взрослых людей абсолютно понятно, что если друг ушел играть с другим приятелем – это может вызывать обиду и ревность. Ребенку же нужно это объяснить, равно как и то, что он не должен стесняться своих чувств.

Принятие эмоций как равнозначно важных. Понятно, что по мере роста и развития полезно учиться  смягчать негативные переживания, однако у ребенка не должно формироваться представление о каких-то эмоциях как о «хороших», а о других – как о «плохих», «запретных». Иначе он будет пытаться подавить в себе вторые, и вместо понимания источников своих чувств будет только сильнее в них запутываться.

Яркие проявления положительных эмоций. Учите ребенка тому, что радоваться чему-то, быть счастливым из-за чего-то (пускай даже из-за мелочи) – это нормально и очень здорово. Такие вещи не стоит доводить до фанатизма, но все же если что-то вас радует – наслаждайтесь этим, и подавайте соответствующий пример детям.

Чтение, придумывание и обсуждение сказок

Для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста прекрасно подходят сказки. С их использованием можно проводить занятия двух основных форматов:

Чтение сказок и обсуждение героев, их эмоционального состояния, их поступков. В процессе такого разговора можно затронуть вопросы морали и нравственности, ответственности за свои действия, равно как и за других людей/персонажей.

Придумывание собственных сказок для проработки каких-либо эмоций. Если речь идет о страхе, вы можете придумать с малышом своего собственного ужасного монстра, грустную историю того, как он докатился до такой жизни, и способ его превращения в доброго и счастливого персонажа. Или, например, чтобы проработать обиду, полезно придумать конфликтную ситуацию, в которой обе стороны будут по-своему правы, и понять позицию каждой из них.

Когда ребенок становится старше, вместо сказок можно использовать фильмы, художественную литературу, живопись – то, что ему ближе. Не стоит бояться заводить разговоры о чувствах, ответственности и нравственности с подростками: дети такого возраста хоть и включают режим «колючего ежика» в ответ на все попытки их поучать, однако по-прежнему нуждаются в помощи старших в вопросах развития своего мировосприятия.

Эмпатийные игры

Это также вариант для дошкольников, речь идет, в первую очередь, о различных ролевых играх: в больницу, в магазин, даже в салон красоты. Когда ребенок играет во что-то подобное, к развлечению можно добавить ненавязчивое обучение умению прислушиваться к потребностям других людей, понимать их чувства, сопереживать им.

На это же полезно обращать внимание, когда ребенок играет со сверстниками: например, предлагать поделиться игрушками с другими детьми, учить вежливо просить разрешения поиграть с чужими куклами/машинками/формочками, искать компромиссы в конфликтных ситуациях, и так далее. Не стоит просто отвлеченно смотреть на детские игры, когда в них можно плавно интегрировать такие простые, но, в то же время, очень важные в контексте развития эмоционального интеллекта упражнения.

Поручения и примеры

Это способы обучения эмпатии и ответственности, которые подойдут для детей любого возраста. Сходить в магазин, помочь с уборкой, посидеть с младшим братиком/сестричкой – с такими вещами не стоит перебарщивать, но и недооценивать их значение для развития EI однозначно не стоит. Кроме того, нужно всегда помнить, что ребенок смотрит на вас и усваивает ваши модели поведения. Так что не поленитесь лишний раз придержать дверь соседке с сумками в обеих руках, обнять плачущую подругу, сделать замечание детям, отрывающим лапки паучку – даже если вы устали и очень хотели бы отнестись к этому с равнодушием.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у ребенка – это не такая уж и сложная задача, которая однозначно стоит того, чтобы тратить на нее свое время и усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"

практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

Опыт работы педагога по проекту развитие эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков».

Данный материал знакомит читателя с новой методикой развития эмоционального интеллекта у детей. Статья будет полезна родителям, воспитателям ДОУ, воспитателям детских развивающих центров.Статья включа...