Консультация для родителей "КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ У РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА"
консультация

Елена Васильевна Соловьева

В материале представлены уровни самооценки ребенка дошкольного возраста и приемы для повышения самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povysit_samootsenku_u_rebenka-invalida.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Консультация для родителей

"КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ У РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА"


Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.В.

Шебекино 2016

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена,  скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  • За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  • Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые,  включая и добрый нрав.
  • Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  • Нельзя хвалить из жалости.
  • Из желания понравиться.


Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги, за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

Одним из приемов похвалы может быть аванс  или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего.
  • Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным от ребенка!
    Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  • За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  • Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  • Никогда не отнимайте вещи., подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  • Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  • Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов: "Как повысить самооценку ребенка"

В предложенном материале Вы можете найти подборку игр, напрвленных на повышение самооценки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уве...

Консультация. Как повысить самооценку ребенка?

Консультация для родителей. Как повысить самооценку ребенка?...

Консультация для родителей в детском саду: « Как повысить самооценку у ребёнка».

Самооценка человека формируется с пеленок и влияет на всю его дальнейшую жизнь. Развивать её у ребёнка могут только родители и никто другой. Но что же делать родителям? Как не переусердствовать с разв...

Консультация для родителей "Как повысить самооценку у ребёнка"

Самооценка человека формируется с пеленок и влияет на всю его дальнейшую жизнь. Развивать её у ребёнка могут только родители и никто другой. Но что же делать родителям? Как не переусердствовать с разв...

Консультация для родителей. Как повысить самооценку ребенка

Консультация для родителей Как повысить самооценку ребенка.Ни для кого ни секрет, что именно родители в значительной мере влияют на то, насколько счастливы будут их дети и сумеют добиться успеха в дал...

Консультация для родителей в детском саду. Как повысить самооценку у ребёнка.

Консультация для родителей в детском саду. Как повысить самооценку у ребёнка....