Консультация для родителей "Чтение-один из истоков мышления и умственного развития"
консультация

Консультация для родителей "Чтение-один из истоков мышления и умственного развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie-odin_iz_istokov_myshleniya.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Чтение – это один из истоков мышления

 и умственного развития».

                                  (В.А. Сухомлинский)

Уважаемые родители!

   Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить  сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

   Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

   Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

   В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

   Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. 
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. 

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.  Почаще  ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

 

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво

 отнестись к организации и подбору книг дома!!!

http://www.18kpspb.caduk.ru/images/chchchch.png

Произведения современной русской

 и зарубежной литературы

3. Александрова.   Ветер на речке; Одуванчик.

А. Барто.   Снегирь; Уехали.

Е. Благинина.   Аленушка; Сорока-белобока.

В. Берестов.   Кошкин щенок.

Б. Житков.   Кружечка под елочкой.

М. Зощенко.   Глупая история.

В.Инбер.   Сороконожки.

Л.Квитко.   В гости; Лошадка.

А. Кушнер.   Почему я от всего отказался; Что в углу?

С. Маршак.   Вот какой рассеянный; Пудель; Ванька-встанька; Детки в клетке.

И. Мезнин.   Черное и серое; Простое слово.

Н. Носов.  Метро; Ступеньки.

Л. Пантелеев.   Рассказы о Белочке и Тамарочке.

Я. Тайц.   По грибы.

Д. Хармс.   Очень-очень вкусный пирог; Веселый старичок; Очень странная история.

Г. Цыферов. Самолетик.

Е. Чарушин.   Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никита-охотник», «Про Томку».

К. Чуковский.  Федорино гореТараканище; Чудо-дерево; Закаляка.

П.Воронько.   Я носила воду; Обновки (пер. с укр.).

Грубин.   Горка; Ромашки (пер. с чешек.).

Я.Колас.   Цветок (пер. с бел.).

Э.Маркуш.   Купание вороненка (пер. с венг.).

Уолтер де ля Мер.   Кря!; Перышки в подушке (пер. с англ.).

Русское народное творчество

Малые формы фольклора.

«Долгоносый журавель...»;

«Жили у бабуси...»; «Иголка, иголка...»;

«Как на тоненький ледок...»;

«Пузырь»; «Со вьюном я хожу...»;

«Солнышко-колоколнышко...»;

«Ты, трава ль моя...»;

«Ходит конь...» и др.

Русские народные сказки.

Гуси-лебеди; Жихарка;

Зимовье зверей; Лисичка со скалочкой;

Привередница;

Пых; Смоляной бочок;

У страха глаза велики.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора.

Гоп-гоп (чешек.);

Два маленьких котенка (англ.);

Кораблик (англ.);

Составила:  Друзь М.Н.

 https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-vozrasta-detey-let-2697998.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста."

   Основой умственного развития является обучение – систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью. Это формирование у детей элементарных знаний, уме...

Консультация "Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Чтение - один из источников мышления и умственнного развития...

Консультация для воспитателей. Тема: «Влияние игровых физкультминуток на умственное развитие детей»

Все педагоги должны понимать, как нелегко малышам находиться в абсолютном покое.Воспитывать детей физически с совершенными - значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закалёнными.Для ...

Консультация для родителей Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...

Консультация для родителей Книга лучший друг ребенка «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

Ознакомления детей с художественной литературой, является главной задачей для воспитания интереса и любви к книге, умению слушать и понимать художественный текст, сопереживать героям произведени...

«Чтение- как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире,И слы...