Растим маленьких исследователей или как развивать у детей любознательность
консультация (старшая группа)
Дайте ребёнку почувствовать себя исследователем, научите его задавать вопросы и получать ответы на некоторые из них самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobrani.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Родительское собрание
на тему:
«Растим маленьких исследователей или как развивать у детей любознательность»
Уважаемые родители! Мы сегодня предлагаем поговорить о развитии познавательной активности у детей. Кто, как не родители, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить его предпочтения, к чему он проявляет особый интерес, а к чему равнодушен.
Задача взрослых – пробудить интерес к знаниям.
Все дети – пытливые исследователи окружающего мира, и задача взрослых поддержать любознательность , ответить на вопрос, по возможности выполняя практические действия.
Вы, конечно, хорошо понимаете, что именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни: будь то его первые попытки донести до рта свою руку или запустить самодельный бумажный самолёт. Словесным объяснением здесь не поможешь. Причем его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно узнать что-либо.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Исследовать, открывать, изучать можно и нужно дома вместе с ребёнком. Можно Искусственно создавать проблемную ситуацию, которую дети могут решить самостоятельно, но не сразу. Можно совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов, проводить опыты и наблюдения, вместе делать выводы. Например, камень тонет, а дерево нет? Что делают из дерева? Почему из стекла не строят дома и т.д.?
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.
Простые опыты помогут вашему ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света и др.
Единственный минус в самостоятельном опыте — это неизбежные ошибки и опасность, от которых так хочется оградить ребенка. Но главная ваша задача — научить ребенка помнить о безопасности своей и окружающих.
Выделите ребенку в квартире уголок для проведения опытов, помогите найти коробочки для хранения необходимых материалов, требуйте, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений
Некоторые примеры опытов, которые заинтересуют ребёнка: Надуй шарик с помощью лимона Что необходимо приготовить: Сок одного лимона, 3 ст.л. уксуса, 1,5 ст.л. воды, одну чайную ложку пищевой соды, шарик, стакан и пустую бутылку из-под лимонада.
1. Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой.
Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Мыльное кораблекрушение
Что необходимо приготовить
Иголку или булавку, чашку с водой, пинцет и пипетку с жидкостью для мытья посуды.
Проведение опыта
1. С помощью пинцета осторожно положи иголку на воду так, чтобы она не утонула.
2. Набери пипеткой жидкость для мытья посуды и капни немного в воду. Иголка погрузится в воду. На поверхности воды ее удерживает эластичная пленка, образующаяся от взаимопритяжения молекул воды. Мыльная пена уменьшает притяжение молекул, разрушая пленку, поддерживающую иголку.
Как проткнуть картошку
Что необходимо приготовить
Сырую картофелину и две соломинки для коктейлей.
Проведение опыта
1. Положи картошку на стол. Зажми соломинку в кулаке и подними над картошкой на высоту примерно 10 см.
2. Резким движением воткни соломинку в картофелину. Соломинка согнётся и не проткнёт картошку.
3. Возьми вторую соломинку. Закрой отверстие вверху большим пальцем.
4. Резко опусти соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнет её. Дело в том, что большим пальцем ты задерживаешь воздух в соломинке, который укрепляет изнутри её стенки. Поэтому она становится такой сильной.
Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!
И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком — это поможет вам разнообразить семейный досуг.
Поддерживайте увлеченность ребенка делом от начала до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.
Примите некоторые советы или рекомендации
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Растим детей любознательными"
Материал для родителей детей старшего дошкольного возраста...
Родительское собрание во второй младшей группе по теме: "Растите детей любознательными."
Презентация для родительского собрания....
Родительское собрание «Растим детей любознательными»
старшая группа...
Родительское собрание «Растим детей любознательными».
Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления....
Консультация для родителей на тему :" Растим детей любознательными"
Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.Источником для появления и формирования любознательности явля...
Развиваем познавательные интересы детей «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.Развитие творческих задатков ...
Консультация «Растим маленьких исследователей»
Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры- экспериментирования. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помо...