Правильно дышим, говорим красиво
методическая разработка (старшая группа)

Савинкова Вера Ивановна

Обучать родителей игровым методам развития  речевого дыхания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Логопедический тренинг для  

              родителей

 Тема:                                             «Правильно дышим, говорим красиво» 

                                                                             Подготовила и провела:

                                                                             логопед  Савинкова.В.И.

Цель тренинга: повышение родительской компетентности в области речевого развития.

Задачи:

 Обучать родителей игровым методам развития  речевого дыхания.

Информационный блок.

Тема нашей встречи: «Развитие  речевого дыхания».                                                   Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходить произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.

Другими словами, речевое дыхание — дыхание в процессе речи.

Как показывает опыт логопедической работы, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова

Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать!  Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

Во время проведения всех игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:

1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха.

2. Выдох происходит очень плавно.

3. Во время выдоха губы вытягиваем трубочкой. Не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.

4. Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.

5. Выдыхать нужно полностью, пока не закончится весь воздух.                                  Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.

Практическая часть.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ                                                                                                                                                  

 «Звуки вокруг нас»


Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков: А, О, У, Ы.

Ход игры: Педагог предлагает  поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Насос»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Показывая движения насоса, следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда будет сделан следующий вдох.

« Салют»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: прозрачные бутылочки, наполненные цветным конфетти, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку).

 - Возьмите трубочку и подуйте в бутылочку, конфетти закружат в ёмкости как праздничный салют.

Можно устроить вьюгу, для этого в бутылочку вместо конфетти насыпать шарики с пенопласта.      

                                                                                                                                                     «Листопад»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает, что осенью происходит такое явление как листопад.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Участники дуют на листья, пока все листочки не окажутся на полу.                                                                                                                

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Затем игра повторяется снова.
Необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

« Снегопад»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог предлагает положить на ладошки кусочки ваты, напоминает  про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки, у нас получится снегопад.


«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовить игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки или использовать уже готовую.

 - Давайте сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуйте еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

«Живые предметы»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью( можно использовать шариковую ручку, фломастер) 

Ход игры: Игра проводиться за столом за столом, в паре. На столе на расстоянии 20 см от игрока положите карандаш. Надо с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.

«Весёлые шарики»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

Ход игры: .Игра проводится в паре ,игроки сидят за столом напротив друг друга                                                                - На столе вы видите линию. Возьмите шарик и положите на середину стола (на линии)
Одному надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А другому нужно постараться, чтобы шарик не попал на его часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.


«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар. 

Ход игры: Подготовить воздушные шары.                                                                                                                                                           - Повесьте воздушный шар на уровне лица. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предлагаю подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Можно усложнить задачу - надуть шарик.
 

«Плыви, кораблик!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставить таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут                                                                                                                                                            - Представьте, что это море. Давайте пустим в плавание кораблик. Смотрите, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль.

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.


« Шторм в стакане»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность.
- Давайте сделаем веселые бульки! Возьмите трубочку и подуйте в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давайте устроим бурю!

Ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Перышко, лети!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.


«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном. 

Ход игры:                                   -                                                                                                                                          -- Поиграем в мыльные пузыри, я покажу как это делается.                                                                                                                               Предложить  выдуть пузыри участникам самостоятельно.

 Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.


«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. 

Ход игры:  Предлагаю подуть в игрушки-свистульки.

- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз.

Вот то небольшое количество игр, которое можно предложить ребёнку в домашних условиях. Контролируя правильность речевого дыхания ребенка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).

Рефлексия

- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Какие вопросы хотели бы задать по теме тренинга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дышим правильно - говорим красиво»

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.     ...

Консультация для педагогов на тему: "Дышим правильно - говорим красиво".

В данной консультации представлены игры на формирование правильного речевого дыхание, которое имеет огромное значение при постановке звуков....

Правильно дышим - красиво говорим

Фонетическая ритмика является неотъемлемой частью комплексной работы с детьми с ОВЗ и играет существенную роль как в формировании и коррекции произносительной стороны речи детей, так и в развитии у ни...

Проект "Правильно дышу-красиво говорю"

Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....

Проект по развитию речевого дыхания для младшей группы "Дышим правильно- говорим красиво".

Проектная деятельность в младшей группе "Дышим правильно- говорим красиво"....

Логопедический тренинг для родителей «Правильно дышим, говорим красиво»

Цель тренинга: повышение родительской компетентности в области речевого развития.Задачи:Повышать мотивацию родителей для достижения согласованных целей по формированию речевого дыхания. Обучать родите...