"Скоро в школу".
статья (подготовительная группа)

Часто родители думают, что если научить ребёнка читать, писать, то это будет гарантировать успешное обучение в школе. Основные задачи подготовки к обучению грамоте дошкольника: 1. Формирование правильного произношения. 2. Для успешного овладения письменной речью ребёнок должен слышать и различать звуки речи. 3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Часто родители думают, что если научить ребёнка читать, писать, то это будет гарантировать успешное обучение в школе.

Не так важно, что бы ребёнок перед поступлением в первый класс умел бегло читать, как важно умение ребёнка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи.

Основные задачи подготовки к обучению грамоте дошкольника

1. Формирование правильного звукопроизношения.

Ребёнок к 7 годам должен правильно, чётко произносить все звуки русского языка. Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты.

Если у ребёнка останутся нарушения звукопроизношения к школе, то ошибки из устной речи могут перейти в письменную речь.

2. Для успешного овладения письменной речью ребёнок должен слышать и различать звуки речи .

Ребёнок должен различать глухие и звонкие звуки (т и д, в и ф ), твёрдые и мягкие звуки

 л и ль, п и пь.

Важно различать звуки Ш и С, Л и Р, Ч и Щ, Ч и Ть, Ц и С.

Можно сколько угодно писать строчками эти слова, если ребёнок не слышит звук, то он снова допустит ошибку.

Наличие даже незначительных отклонений ведёт к серьёзным проблемам в усвоении школьной программы.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

К 7 года ребёнок должен:

- Определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

- Выделять первый звук в слове.

- Последний звук в слове.

- Определять место звука в слове (начало, середина , конец слова)

- Определять последовательность звуков в слове

- Определять количество звуков в слове

- Определение количества слогов в слове (в слове столько слогов, сколько гласных звуков)

Если ребёнок не овладеет навыками звукового анализа и синтеза, то он будет пропускать буквы, вставлять лишние буквы, переставлять буквы пропускать слоги в словах, вставлять лишние слоги. 

Умение различать звуки не всегда сопровождается нарушением звукопроизношения, поэтому родители часто их не замечают.

Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза:

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук в слове.

2. Какой первый звук в слове? (начинаем работу с гласных звуков, стоящих под ударением)

3. Назови последний звук в слове.

4. Подбери слово с заданным звуком.

5. Определи место звука в слове.

6. Назови звуки по порядку

7. Сколько звуков в слове.

8. Звуки рассыпались. Собери слово из звуков.

Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Письмо. Буквы.

Ошибки письменной речи, не связанные с состоянием устной речи – это ошибки в написании букв.

Дети должны знать, чем звук отличается от буквы. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

В печатном и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита в ней используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы комбинируясь между собой и образуют различные буквенные знаки. Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов.

Если ребёнок до школы не научился сравнивать предметы по форме, величине, ориентироваться в расположении предметов по отношению друг к другу ( лево – право, верх, низ), то ему будет сложно усвоить тонкие различия в начертании оптически сходных букв.

Такой ребёнок столкнётся с трудностями при написании букв.

1.Прежде всего выясните, ориентируется ли ребёнок на себе, в пространстве, на листе бумаги..

 Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу..

Расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Должен чётко ориентироваться на листе бумаги. Находить верхний левый угол, нижний правый угол, середину на листе бумаги. Хорошо тренируют ориентировку на листе бумаги графические диктанты.

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «Лево» и «Право».

2.Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза

Очень полезны игры с различными конструкторами и строителями.

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы могу рекомендовать вам следующие игры с буквами:

- Раскрашивание, лепка, выкладывание букв палочками, карандашами,

- Вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым

- Написание широкими жестами букв в воздухе

- Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами.

- Заучивание коротких стихов о буквах.

- Обводка букв, написанных взрослым

- Допиши букву

- Узнай букву – взрослый пишет на ру

- Игра «Чудесный мешочек

- Игра «Волшебник» выложить из счётных палочек букву, а затем превратить её в другую.

Письмо Рука.

Так как в школе ребёнку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова к этому виду деятельности.

Виртуозное пользование планшетами и ноутбуками не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса. Пусть ваш ребёнок больше рисует, лепит, работает ножницами, играет с мозаикой, конструкторами. Если  ребёнок уже может напечатать, т.е. написать печатными буквами отдельные слова, то пусть он печатает только слова, написание которых не расходится с произношением. Например: стол, улитка, бабушка.

А в таких словах, как гриб, пенал, солнце произношение и написание расходятся. Оставьте эти слова до школы.

Теперь о чтении.

Чтение многие родители считают главным показателем готовности к школе. Но это не так. Не следует форсировать обучение чтению, лучше обратите внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза и тогда ребёнок легко и быстро начнёт читать и избежит трудностей, которые испытывает неподготовленный ребёнок.

Самые распространённые ошибки, допускаемых при обучению чтению в домашних условиях

   1. На протяжении всего периода обучения дома надо называть и звуки , и соответствующие им буквы одинаково - т.е как звучит звук.

М - звук м и букву тоже называем М , а не Эм. Говоря Эм, мы произносим  звук Э и М. Это будет только дезориентировать детей.

Необходимо различать понятия звук и буква.

2.Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е ребёнок сначала называет буквы слога М! А! – и только после этого читает сам слог МА. Это навык неправильного чтения очень стойкий и справляется с большим трудом.

Помните, главное не научить ребёнка чтению, а привить ему любовь и желание читать.

В наши дни книгу для многих заменяет телевизор и компьютер Но книги всё равно не исчезнут из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

1.Интерес к самостоятельному чтению быстрее всего формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые берутся за книгу, ребёнок невольно подражает им.

2.Всегда учитывайте , что возможности ребёнка самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

3.Запишите ребёнка в библиотеку и регулярно посещайте её.

Взаимоотношения с ребёнком в процессе обучения надо строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь. Не давайте ребёнку низких оценок, не увлекайтесь его критикой. Значительно эффективнее действует похвала.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...