Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка от двух до трех лет"
консультация (младшая группа)

Артамонова Елена Юрьевна

Консультация для родителей о речевом развитии детей от двух до трех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_razvitie_2-3_g.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Речевое развитие ребенка от двух до трех лет»

Воспитатель

Артамонова Е.Ю.

МДОУ, д/с № 228

«Теремок»

На третьем году жизни словарный запас вырастает до 1000-1500 слов. Дети могут самостоятельно строить простые предложения. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В словарном запасе ребенка третьего года жизни происходит накопление слов, обозначающих название всех игрушек, с которыми играет ребенок; предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня), транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

Дети с легкостью усваивают слова, обозначающие различные действия – трудовые (стирать, пылесосить, гладить, лечить, варить); действия, противоположные по значению (открыть-закрыть, надеть-снять); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять); их эмоциональное состояние (плакать, смеяться,  радоваться, обижаться).

Усваиваются прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов.

Дети могут четко произносить все гласные звуки и многие согласные (кроме шипящих, свистящих и звука «р»). Важно упражнять органы артикуляции, развивая их подвижность. В возрасте с 2 до 3 лет у детей очень ярко проявляется способность подражания. Полезно проводить с детьми упражнения в игровой форме для развития мышц языка, губ, щек. Для этого посадите ребенка напротив себя, лицом к лицу, и выполняйте несложные движения – высунуть язык  и облизать кончиком верхнюю губу, нижнюю, потянуть кончик языка к носу, вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке, надуть щеки, выдохнуть и т.п. Ребенок будет стараться повторить все ваши движения! Хвалите ребенка!

У детей отмечается особенность сопровождать речью игровые и бытовые действия. Такое «приборматывание», разговор с самим собой не нужно пресекать! Так ребенок отрабатывает свой речевой опыт, а в дальнейшем это поможет ему планировать свою деятельность.

Значительно увеличивается количество произведений детской литературы, которые интересны и понятны ребенку. Нужно помнить, что детей  больше привлекают стихи, сказки в стихах. Среди любимых авторов можно назвать А.Барто, С.Маршака, Э.Мошковскую, Б.Заходера, К.Чуковского.

Помните, что дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Однако такое запоминание ничего не говорит ни о речевом и умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных особенностях его памяти. Это особенность нервной системы и  мозга, свойственная всем детям раннего возраста. Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Не злоупотребляйте этой возможностью! Заучивание слишком больших текстов с малознакомыми детям словами может «перегрузить» нервную систему и даже спровоцировать появление заикания у легковозбудимых детей. Возраст 2-3 года является критическим для появления этого сложного и достаточно тяжелого речевого расстройства, обусловленного непомерной нагрузкой именно при запоминании текстов, недоступных по своему содержанию детям.

Примерно с 2 лет 6 мес. в речи ребенка можно заметить значительное количество своеобразных слов – копатка, мазелин, огонята, шишенята, почтаник и др. Такое явление рассматривается как детское словотворчество, ребенок пытается внести свои коррективы в речь взрослых, делая более осмысленными те слова, которые ему кажутся нелогичными. Лопатой копают, поэтому лучше сказать «копатка». В этом случае не нужно смеяться над ребенком, нужно объяснить ему, как сказать правильно.

Ребенок этого возраста интенсивно усваивает грамматику языка, но может ошибаться в изменении слов в роде, числе, падеже, так как в языке наряду с правилами  есть исключения. Такие ошибки нужно терпеливо исправлять.

Ближе к 3 годам появляются бесконечные «почему» и «зачем». Всегда отвечайте на детские вопросы как можно полно и подробно. Совершенно недопустимы ответы «Вырастешь – узнаешь», «Отстань, мне некогда» и другие подобные. Вопросы ребенка свидетельствуют о любознательности, что является основой познавательного развития, поэтому такое поведение взрослого может  затормозить его ход.  Если затрудняетесь ответить, скажите об этом честно, но сделайте хитрый ход, спросите, а что по этому поводу думает сам ребенок? Может, вы сами что-то новое  узнаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист обследования коммуникативного и речевого развития ребенка до двух лет

Этот материал будет полезен специалистам при первичной консультации ребенка раннего возраста....

Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет.

Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. Этот воз...

Эмоциональное развитие ребенка от года до трех.

Консультация для родителей по вопросам развития эмоциональной сферы личности ребенка....

Речевое развитие детей от двух до трех лет

Уровень сформированности речи детей от 2-3 лет...

Консультация для родителей. Тема: «Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов»

Консультация для родителей. Тема: «Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов»...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребенка до двух лет - ум на кончиках пальцев"

Как влияет сенсорное развитие на формирование интеллекта ребенка....