Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды при подготовке ребенка к школе»
методическая разработка

Теряева Оксана Александровна

Цель: дать представление родителям о влиянии предметно – развивающей среды в семье, на всестороннее развитие ребенка и в подготовке его к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_peredvizhka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА

«Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка

к школе»

Воспитатель:

Теряева Оксана Александровна

высшая квалификационная

                                                                                                   категория

Орел-2019

Цель: дать представление родителям о влиянии предметно – развивающей среды в семье, на всестороннее развитие ребенка и в подготовке его к школе.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?

Вполне естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры, иными словами, действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

«Ну-ка зеркальце, скажи…»

Очень важно организовать детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно (жить в ладу с самим собой). На полочке рядом хорошо поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. В идеале данное зеркало помещается и в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

«Мини картинная галерея»

По себе знаем, как много нам недодали ни в семье, ни в школе, опустив в образовании такую важную веху, как «изобразительное искусство». В связи с этим очень большое количество школьников, взрослых равнодушно скользит глазами по картинам, не посещает выставки. Мы с вами, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных, к примеру, картин, композиционное построение, свет и тени, подбор красок и многое другое. Но как важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Если вы откликнетесь на это начинание, рекомендуем в определенной последовательности подавать данный материал:

  • произведения одного или разных авторов,
  • портретная живопись,
  • орнаментальная живопись и т.д.

Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту. (Наступила весна. Хорошо бы сравнить с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели» и т.д.)

«Мешочек добрых дел».

        В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни как бы нам с вами не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Наблюдается в этом вопросе, к сожалению, регрессия. Это подтверждается исследованиями. Так, исследования, проведенные в Институте дошкольного воспитания АПН, говорят о том, что половина дошкольников не замечают происходящего рядом с ним плохого, а 9 из 10 равнодушно проходят мимо. Чтобы избежать этого, мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога Ш.А.Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно.

Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться красивой конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков.

«Детская лаборатория – это серьезно».

        Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, снимает  с куклы одежду, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых, которое, как правило, остается без положительных последствий. Так как через некоторое время ребенок опять будет исследовать. И это явление надо всячески поддерживать. Проще и полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, калькуляторы, термометры, компасы (а может, папы еще что-нибудь добавят исходя из интересов своего ребенка). Организуя  эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется. Вводить предметы рекомендуется по одному, через две и более недель.

«Столярничаем или вышиваем».

        В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

«Шкаф находок».

        Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак всю свою жизнь до последних дней посвятил детям. И это не просто слова. Не знаем, всем ли известен тот факт, о котором не можем не рассказать. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошел со своими детьми… Януш Корчак придавал огромное значение всем мелочам, касающимся воспитания детей. В данном случае мы предлагаем рекомендации педагога организовать в семье «шкаф находок». В этот шкаф ребенок дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры  вокруг находок могут повестись в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены до выходных дней. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:

  • Чем тебе нравится этот камешек?
  • На что (или кого) похож?
  • Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
  • И, конечно, постараемся его интересно назвать.
  • У кого будет самое интересное название, получает поощрение.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок».

Хотим ли мы умного ребенка – на этот вопрос мы все ответим положительно. Все ли для этого делаем и в состоянии ли это, делать, учитывая нашу занятость работой или домашними делами? Во-первых, не делаем все, потому что не в полной мере знаем. А во-вторых, мы действительно заняты. Исследователи семейного воспитания явно подтверждают этот тезис. Общеизвестно, что родители общаются с ребенком от 8 до 15 минут. Имеется в виду прямое общение, т.е. время, когда мама  что-нибудь читает, рассказывает, чему-нибудь учит, что-то вместе с ребенком мастерит. Конечно, есть семьи, где эта статистика сильно колеблется в ту или другую сторону. Но мы говорим о типичном семейном явлении. Если вспомнить слова А.С.Макаренко о том, что родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома (а это, конечно, так), то вроде бы нам не о чем беспокоиться. Но в том-то и дело, что в этих очень частых случаях важна семейная развивающая среда. И если речь идет о уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые  родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас все больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания. Важно отобрать материал с учетом возраста дошкольника, соблюдая при этом основные критерии отбора:

- важно, чтобы картинка не требовала только констатации (например,    нарисован лес, дети собирают ягоды и грибы). Хотя такие картинки нужны и для  составления описаний и рассказов.

  • любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу    

«Учите, играя».

Уголок ребусов или, иначе говоря, развивающий уголок нужно постоянно пополнять интересным материалом, с которым мы первоначально играем вместе (взрослый и ребенок).

«Книги в вашем доме»

        Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книгам, вначале рассматривания иллюстраций, слушания  содержания, а затем и чтения. И параллельно способствовали бережному отношению ко всем книжкам, не только детским. Но такого, к сожалению, нет. И не только родительская в том вина. Существуют мощные соперники книг – телевизор, магнитофон, видеомагнитофон.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Хорошо через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книге, причем с сюрпризом или поощрением («Сегодня  тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом» или «мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты любишь и бережешь книжки»).

«Звучит музыка»

        Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям. Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит,  наряду  с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды  активности, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. 

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка и подготовить его к новой ступени развития, к обучению в школе.

 Наверное, многие родители, прочитав это, скажут; где же найти место для всех этих уголков? На это  мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...