Памятка для родителей детей с аутизмом
консультация

Кускова Наталия Викторовна

В настоящее время в общеобразовательных детских садах  все больше становится детей с аутизмом.

Многие родители и педагоги испытывают сложности в общении и взаимодействии с детьми с данными особенностями.

Данная памятка систематизирует информацию об аутизме и предлагает варианты правильного и эффективного взаимодействия с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правило №1. Для детей с аутизмом важно строгое соблюдение режима. https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0-%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-31104533.jpghttp://autizm-aura.ru/wp-content/uploads/2017/11/WhatsApp-Image-2017-07-07-at-18.48.47.jpeg

!Нарушение режима может привести к сильному эмоциональному всплеску.

Если режим меняется, ребенок может протестовать, тогда нужно:

  • Успокоить, или дать успокоиться (изолировать)
  • Сказать просто, что будем делать (лучше сопроводить картинкой или знакомым словом «башмачки, а не ботинки»)
  • Дать поручение (поставить цель)
  • Быть честной и спокойной (говорить тихо)

Правило №2. Используйте визуальное общение

Дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. С ними не работает способ «Повтори много раз, и он тебя услышит и выполнит просьбу» или фраза «Я же тебе сто раз сказала».

!Не работает не потому, что они не слышат, а потому, что иначе воспринимают информацию.

Правило № 3. Чем проще ваша речь, тем лучше

В общении с ребенком с аутизмом почти всегда действует так называемое правило «Один-один».

! Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему тоже одним словом.

Надо говорить медленно, спокойно, односложно, находясь на уровне глаз ребенка. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить/предложить (если выбора нет): «Гулять?!»

Правило№ 4. Старайтесь избегать иносказаний

Ребенок не поймет вас, если вы скажете: «У меня голова раскалывается», – потому что буквально представит, как голова распадается на части. Надо объясняться проще: «Болит голова».


Правило № 5. Научитесь ждатьhttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0-%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-31104533.jpg

Коммуникация с ребенком, у которого есть расстройство аутистического спектра, не должна происходить в спешке. Взрослому не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше.

! Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.

Правило № 6. Обустройте окружающее пространство особенным образом

Ребенку нужно персонально и четко объяснить где и что можно делать, сводить и показать, в идеале используя картинки.

!Лучше заранее обозначить место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять нужное действие.

Для организации пространства не понадобятся никакие специальные предметы, вполне можно обойтись стульями, веревкой, кубиками.

Если ребенок протестует, дайте ему время успокоиться, потом персонально покажите и объясните еще раз.

Правило №7. Давайте ребенку сенсорную разгрузку

У каждого человека есть какие-то ритуалы, которые успокаивают его. Для детей с аутизмом это особенно важно. Определите место, где ребенок может полежать, даже поваляться при необходимости успокоиться. Снять напряжение помогут: гимнастический мяч (попрыгать), маты (поваляться), комната с приглушенным светом, приятным ароматом, игра с тактильными мешочками или в сенсорной коробке с сыпучими материалами, водой. Предлагая способ успокоения ориентируйтесь сколько у Вас есть времени (не предлагайте долгие игры, если вы не можете ждать пока ребенок наиграется).

Правило №8. Не забывайте поощрять ребенка

Положительное подкрепление – то, что заставляет людей двигаться вперед. Дети с аутизмом не исключение. Поэтому не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше просто проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого.

! Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление.

Надо дождаться момента, когда ребенок сделает что-то, что вы от него хотели, и незамедлительно поощрить его.

Конечно, эти правила, которые вот так вот запросто укладываются в восемь пунктов, не универсальны.

Но это то с чего стоит начать и тогда все обязательно получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по коррекции аутизма

Данный материал можно использовать при индивидуальной беседе...

Рекомендации для родителей детей с аутизмом

Общие рекомендации по развитию навыков эффективного общения с аутичным ребенком...

Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, акти...

Консультация для родителей детей с аутизмом.

Советы родителям детей с аутизмом.Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, несколько стереотипным движениям. Это особые дети...

Консультация для родителей детей с аутизмом

Консультация для родителей детей с аутизмом...

Пять непрошенных советов, без которых могут обойтись родители детей с аутизмом

 Непрошенные советы родителям детей с РАС – все их получают и дают время от времени. Некоторые советы хуже, другие лучше. Вот пять типичных вариантов, с которыми сталкиваются родител...

Консультация для родителей детей с аутизмом

Здравствуйте, уважаемы родители! Сегодня, я хочу поговорить с вами про аутизм у детей.Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, не...