Семинары - практикумы, мастер-классы, тренинги для родителей
материал


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей: «Поиграйте с ребенком дома»

Подготовила и провела: Шайхавова Ф.Б.

Цель:

     Познакомить родителей со способами организации развивающей среды для ребенка дома.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.

- обсуждение темы: «возможности организации предметно - развивающей среды для ребенка».

4.Заключительная часть.

-рефлексия

Создаем предметно-развивающую среду своими руками.

Ход семинара –практикума:

I. Вводная часть:

1.Знакомство. «Имя прилагательное».

Игра на знакомство. Игроки располагаются по кругу. Первый игрок называет свое имя и прилагательное, начинающееся с первой буквы имени. Например, Эльза- Энергичная. Второй игрок повторяет имя и прилагательное первого игрока, а затем называет сое имя и прилагательное на свою «букву» и т.д.

II. Основная часть:

2. Объявление темы семинара-практикума.

- Тема, которой посвящена наш сегодняшний семинар-практикум: Поиграйте с ребенком дома. (Организация игровой  деятельности ребенка в семье) А организация игровой деятельности напрямую зависит от организации предметно-развивающей среды.  

3. Теоретический блок.

3.1.Что такое развивающая среда? Под средой в данном случае понимаются все те игрушки игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для возраста и уровня развития ребенка. Например, вашему ребенку требуется простая игрушка, например пирамидка, а вы даете ему какую - нибудь игрушку, требующую серьезных, логических операции. Ребенок будет развиваться? Нет! А ведь простые игрушки имеют очень много развивающих функций. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, и т.д.). Только тогда среда может считаться развивающей познавательную активность и способность ребенка. Часто педагоги слышат о родителей, что у ребенка много игрушек, но он в них не играет или поиграв не много, больше не интересуется ими. Однако в комнате ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с дверцами и желательно повыше, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило все должно быть доступно взгляду ребенка. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как вспомнить о большинстве игрушек он не может, поэтому и не играет. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет или ломает, не должно препятствовать его развитию. Необходимо на собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно относится к играм. А теперь вспомните, как выглядит комната вашего ребенка и подумайте там создана среда, способствующая развитию познавательной активности ребенка?

Игрушки, которые желательно иметь дома:

1. Игрушки для развития движений, их точности, ловкости, силы: мячи разных объёмов и материалов, хоккей, велосипед.

2. Мягкие игрушки, изображающие: диких и домашних животных; взрослых животных и их детёнышей (детей, как правило, больше привлекают игрушки, в которых передан образ детёныша: крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой мордочкой).

3. Тематические игровые наборы, которые сами наталкивают детей на отображение впечатлений, полученных в жизни: парикмахерский, докторский, ремонтный, набор для продавца.

5.Дидактические игры нужны для того, чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку и элементарному счёту, для развития мышления и восприятия: пирамидки с 5–8 кольцами; матрёшки с 5–8 вкладышами, стаканчики-вкладыши из 5–10 деталей, разрезные картинки из 2–4 деталей, мозаики (можно предложить и с крупными элементами — на таких мозаиках стоит возрастная градация от 1 года, — и с более мелкими деталями — но только играть уже под присмотром взрослого).

6. Настольные игры по темам: профессии «Кому что нужно для работы»; животные и их детёныши «Где чьи детки»;одежда и обувь «Поможем одеться Маше/Мите»; времена года «Что когда нужно»;цвета и форма «Цветовое лото», «На что это похоже»; фрукты и овощи и т. д.

7. Игрушки-забавы развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор: куклы-рукавички; заводные игрушки (обезьянка, цыплёнок и т. д.); воздушные шары; мыльные пузыри (детишки не только смеются и много двигаются, пытаясь их поймать, но и развивают любознательность и воображение).

8. Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке, а заодно для развития мелкой моторики и речевого (фонационного) дыхания хорошо приобрести музыкальные игрушки: дудочки, свистульки, барабан, бубен, металлофон, пианино, губная гармошка, трещотки.

9. Для продолжения развития графических навыков хорошо иметь: пальчиковые краски, фломастеры, мелки для рисования на асфальте,  карандаши и восковые или масляные мелки, альбомы, мольберт, раскраски, пластилин с доской для лепки, детские ножницы с тупыми концами.

10. Хорошо развивают мелкую моторику: игрушки со шнуровкой, наборы для нанизывания бус.

4. Практический блок

-Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.

Ведущий приглашает участников рассмотреть выставку игрушек, которые можно выполнить своими руками. Родителям дается возможность рассмотреть и попробовать поиграть игрушками.

Монтессори на кухне

Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой моторики. И для этого не обязательны покупные монтессори-материалы, так как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!

Что можно делать?

  • На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т.д.
  • Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью - и пусть  ребенок ищет парные носки.

«Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный. Игры с ситом: смешиваем рис и манку, показываем малышу зернышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.

 «Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть ребенок их ищет.

Тесто - можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.

Клей-ножницы-бумага!

Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!

Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем  «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия), клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное. Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.

Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.

Делаем бусы – на веревочку, леску или шнурок нанизываем все, что можно нанизать: бусинки, пуговички, макаронины, нарезаем колпачки от старых фломастеров колечками и тоже нанизываем.

Можно сделать «колье» из сушек, очень удобно – можно по ходу дела подкрепляться.

Папины инструменты

Мужчины есть мужчины, даже если они пока еще маленькие. И потому достаем для них папину сокровищницу – инструменты. Накручиваем гайки на болты, учимся стучать молотком (для этой цели лучше приобрести маленький или игрушечный), выкручиваем шурупы из досточек, или просто играем с импровизированным пультом управления, воображая себя пилотом самолета или водителем автомобиля.

III. Итог семинара:

Выводы и основные рекомендации:

Главное и основное правило организации развивающей среды дома – доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны. Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через некоторое время вы обнаружите, что «мой ребенок почему-то не интересуется рисованием». Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто подходил и брал то, что ему интересно.

Развивающие материалы можно расположить в соответствии с возрастом ребенка: пока он еще маленький, кладем их на самые нижние полки, а по мере роста карапуза, он встает и дотягивается все выше и выше, до новых сокровищ на более высоких полках. Не нужно запирать дверцы шкафов и тумбочек, просто уберите ценные вещи повыше.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

 Подготовила  учитель-логопед: Шайхавова Ф.Б.

«Домашний логопед: исправление речи в домашних условиях».

Цель: оказывать помощь родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.

Задачи:                                                                                                                                         — расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях;                                                                                                                          — дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания;                                — формировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий;                                                                                                 — обучить практическому использованию разнообрaзнных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.                                                                 Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения, зеркало логопедические альбомы, тетради, книги; методическая литература «Организация занятия», «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».

Первый этап. Знакомство родителей с анализом анкетирования. Выступление учителя-логопеда на тему «Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений».                                                                                      Второй этап. Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком. Упражнения для развития мышц речевого аппарата. Методические рекомендации.                                                                                                                             На этом этапе родители ознакомлены с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним.                                                                                          Третий этап. Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместная игра.                                                                                              Четвертый этап. Выполнение заданий по рабочим тетрадям на автоматизацию поставленных звуков. Родители знакомятся с правилами выполнения заданий по автоматизации звуков на разных этапах работы (слог, слово, предложение, стихи, тексты).                                                                                 Пятый этап. Родителям предлагается лист обратной связи. Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным этапам  сотрудничества логопеда и родителей относятся: формирование мотивации к коррекционной работе с детьми, разъяснение правил развития речи, поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.                                                                         Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны логопеда, но по его поручению.         Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение.

С самого начала необходимо каждому родителю четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь могут быть две крайности: одни родители заставляют ребенка делать их как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Ведь логопед наверняка увидит, что они явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка обманывать.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневно и жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителе и может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте.             Самое главное, что должны понять родители, — без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.                                                                               При выполнении домашнего задания у многих родителей возникают традиционные проблемы.                                                                                                                             Дети:                                                                                                                                          — не знают или забывают, что задано на дом;                                                                   — не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;                                                  — тратят много времени на его выполнение;

— делают работу не полностью;                                                                                                                       — допускают много ошибок.

Родители:                                                                                                                                — невнимательно читают домашнее задание;                                                                      — не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;                                                      — забывают напомнить ребенку про домашнее задание;                                                          — не приходят к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания в семье.

Родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:                                      — принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку;                                                                                             — подготовьте для ребенка удобное место для занятий, достаточно и правильно освещенное;                                                                                                           — проверьте, правильно ли ваш ребенок сидит, кладет тетрадь, держит ручку или карандаш;                                                                                                                                   — перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребенком его выполнение;                                                                                — формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания;                       — поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание;                         — хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, связанным с положительной отметкой;                                                                                                                                 — помогайте в выполнении домашнего задания только в том случае, если ребенок в этом нуждается;                                                                                                           — не пытайтесь выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще не сделает его, чем сделаете его вы;                                                                                   — за одно занятие не следует давать больше 2—5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, не следует торопить ребенка во время выполнения заданий;                                                                                  — продолжительность одного занятия должна быть не больше 15—20 мин;            — консультируйтесь с логопедом, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.                                                           Еще раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребенка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда сделано предыдущее. Не забывайте хвалить ребенка не только за удачи, но и за старание.

Как работать со звуком.                                                                                                                    Проговорите звук совместно с ребенком.                                                                   Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.                                                                                                                         Используете ли вы голос при произнесении звука.                                                     Нарисуйте букву, обозначающую этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина.

Придумайте игры со звуком, над которым работали.                                                 Проговорите речевой материал на этот звук.

Методические  рекомендации.                                                                                       Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.                                              Гимнастика проводится ежедневно по 5—10 мин.                                                    Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.                                                           Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Упражнения на развитие мышц речевого аппарата

Лягушка. Удерживать  губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и |. Передние, верхние и нижние зубы обнажить.                                                                  Слон. Вытягивать губы вперед трубочкой, как бы беззвучно.                                     Лягушка-слон. Чередовать положения губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполнять ритмично, под счет.                                                                     Рыбка. Спокойно, широко открывать и закрывать рот. Упражнение выполнять ритмично, под счет.                                                                                Качели. Рот широко открыть, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигать только языком, а не подбородком.                                                  Часики .Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться то левого, то правого угла рта.

Упражнение выполнять ритмично, под счет. Подбородком не двигать.            Лопаточка. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживать 5—10 с. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «Пя-пя-пя».                                                                Иголочка. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5—10 с.                                                       Лопаточка-иголочка. Чередовать положения языка: широкий — узкий. Упражнение выполнять ритмично, под счет.                                                            Горка. Рот широко открыть, губы слегка в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть дугой. Удерживать 5—10 с. Затем верхними передними зубами с легким нажимом провести по спинке языка  от середины к кончику.                                                                           Постучимся в дверку. Рот широко открыть, губы слегка в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполнять ритмично, под счет.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие — умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.                                                                                    Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Основные параметры правильного ротового выдоха:                                                            — выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;                                                                                                                                       — выдох происходит плавно, а не толчками;                                                                     — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;                                                                                                                         — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;                                                                                            — выдыхать следует пока не закончится воздух;                                                                                             — во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

 

Мастер – класс

для родителей

«Формирование речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

                                 Подготовила:

                                                   Учитель-логопед Шайхавова Ф.Б.

Цели:

- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;

- дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр;

- построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование:  памятки с рекомендациями для родителей по  развитию мелкой моторики рук,  пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.

Родители  с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе.  Сегодня мы  поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.

 Вначале я хочу, спросить,  для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Рекомендации к пальчиковым играм:

- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;

- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения  каждой рукой отдельно, затем вместе;

- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;

- некоторые  нетрадиционные пальчиковые  игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Родители выполняют упражнения вместе с детьми.

 Игры с пуговицами.

1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку.  Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3.Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем,  целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).

5.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки.  Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку.  Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.

6.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив,  ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.

Игры с пробками от бутылок.

1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«По свежему снегу,  мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1.Возьмем  бельевую прищепку и проверим  на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а  квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко,  «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для  нас,  взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает  ребенка и, вместе с тем и развивает его.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать  можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с палочками и  спичками.

1.Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и   теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.

2.Построим «дом» из спичек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше (взрослый  показывает схему-образец).

Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком.

1.Предлагаем ребенку покатать  грецкий орех, шишку или  массажный мячик между ладонями.

2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи. 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

4.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

5.Сайт http://www.maam.ru/detskijsad



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Мои пальчики расскажут»

Подготовила и провела: учитель-логопед Шайхавова Ф.Б.

Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

-Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

                             ***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

                          ***

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение №2).

 

3.3. Мастер – класс воспитателя Гасановой Н.Н. «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Воспитатель:   Чем полезны скороговорки?

 Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №3).

Итак, проделывайте все пошагово:

1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 

4. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками».

        

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

  • Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
  • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Взаимодействие с родителями воспитанников...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Ссылка на мастер-класс "Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"        https://disk.yandex.ru/i/lse4UivNNMhsmwСсылка на мастер-класс "Организация пита...