Игры и упражнения направленные на развития тактильного восприятия ребенка раннего возраста
консультация

Логунова Маргарита Григорьевна

Консультация для родителей педагогов на тему:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspect.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей педагогов на тему:

Игры и упражнения направленные на  развития тактильного восприятия ребенка раннего возраста

Уважаемые родители, помните, количество и качество накапливаемых знаний   ребенка зависит  от уровня развития различных видов восприятий. Восприятие - это активный  познавательный процесс формирования представлений об окружающем мире через  органы чувств. Одним из первых каналов получения информации об окружающем мире является тактильное восприятие -  осязание предметов руками и всем телом через прикосновение, ощупывание, надавливание.

У детей раннего возраста  представление о предмете, его свойствах, признаках формируется не сразу, а постепенно. В процессе предметно-манипулятивной и предметно-практической деятельности с предметами и игрушками.

Поэтому  взрослому необходимо  помогать  стремительно подрастающему ребенку,  активизировать  канал тактильного  восприятия в процессе игровой деятельности, используя нехитрые приспособления.

Игры и упражнения  нужно проводить  с первых месяцев жизни.

-Постоянно контактируйте с малышом с помощью прикосновений, поглаживаний, обниманий, покачиваний, приговаривая при этом  потешки или стишки, например:«По кочкам, по кочкам», «Шалтай - болтай», «Еду к бабе еду к деду»

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!

-Рассматривайте с ребенком, ощупывайте игрушки и предметы изготовленные из различных материалов (пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие, ребристые шершавые, пушистые, колючие, холодные, теплые) и при этом обязательно проговаривайте что в руках, какое  на ощупь, из чего оно сделано.

В возрасте 2-3 лет ребеночек способен самостоятельно отыскивать одинаковые на ощупь предметы, ткани лежащие перед ним. Для формирования этого умения можно сыграть в игру:- «Найди пару мешочку».

   

Наполните  4 мешочка или носочка, или шарика рисом, мукой, фасолью или другими крупами так, чтобы получились  пары идентичных мешочков.

Рассмотрите, потрогайте с ребенком  предложенные парные предметы. Покажите как можно на ощупь отыскать одинаковые. Когда ребенок справится самостоятельно, дополните игру еще парой тактильных мешочков.

-«Парные лоскутки».

Изготовьте пары лоскутков размером 5 на 10  из шелка, меха и др.

Разложите с ребенком в ряд сначала только 4 парных лоскутка, два из меха и , например, два из дермантина. Потрогайте вместе руками, озвучьте какой он на ощупь. Далее возьмите один, предложите найти такой же из тех, которые лежат перед малышом.

Другой вариант более сложный: возьмите один потрогайте и предложите найти такой же, но с закрытыми глазами. Постепенно количество лоскутков можно увеличить.

 В возрасте 3 лет ребенок понимает и разливает признак предмета. Самостоятельно подает  по заданному признаку (гладкий, пушистый, мягкий, шершавый, сухой, мокрый) предмет. Для формирования этого навыка можно - поиграть, так:

-«Прятки»

Подберите игрушки, например мячики ( из ткани-мягкий, из резины -твердый, из ниток-пушистый, массажерный мячик). Положите их в ряд.

Возьмите платочек: «Мама спрячет мячик колючий! Где он?»- ребенок показывает, мама тут же его прячет, накрываете салфеткой. «Где колючий мячик!?»-ребенок его открывает. После меняемся, мама просит «Спрячь мягкий мячик!». Ребенок накрывает платочкоми т.д. Вместо платочка полезно применять и игрушечную горку, и машинку, и мешочек, и широкую трубу. Например: «Скати с горкимягкий мячик» или «Какой мячик тебе дать для горки?».

-«Из чего это сделано». 

Предложите пощупать предмет и расскажите  сами из чего это сделано, а в следующий раз (3-4г) попросите ребенка отыскать в мешочка ( в шляпе, под платком) резиновую игрушку, деревянную, тряпочную и т.д.

-«Парные игрушки».

Предложите в мешке, не глядя, отыскать такую же игрушку как у него в руке. В мешочек можно положить ложку, мячик, кубик, фломастер, лист. Достаточно для начала три предмета.

-«Найди такой же наощупь».

Рассмотрите  с ребенком три предмета на одну тему ( посуда, одежда, игрушки, фрукты), но такие, чтоб два из них были идентичными: две чайных ложки и одна вилка. Далее одну вилку и одну ложку прячем в мешочек или под салфетку и предлагаем отыскать такую же ложку, не подглядывая. Увеличиваем количество посуды,  если ребенок уверенно отыскивает парочки.

- «Найди предмет».

В мешочке лежат: камушки, ракушки, шарики и т.д. Предложите достать   только камушек, только шарик.

-«Что лишнее». (с 3-4 лет)

Предложите потрогать три предмета, два из которых относятся к одной теме, например: игрушки  (2 мячика и 1 носочек и пр.)  и положить  в волшебный мешочек. Далее попросите достать лишний предмет. Спросите, почемуон достал носок.«Лишний носок, потому что это все одежда, а не игрушки».

- «Разгадай секрет»

Положите под салфетку знакомый один предмет (машинку, куклу, мячик), предложите его ощупать под салфеткой (через салфетку) и назвать что там. 

-Песочница

Для развития тактильного восприятия можно изготовить песочницу и наполнить ее, например, тонким слоем манки, гречки, пшена.

В такой песочнице под присмотром взрослого можно порисовать и ладошками и пальчиками,  можно насыпать крупу в блюдечко, формочку, сгребать в кучки, отыскивать на дне картинку (наклейку) и выполнять раскопки.

 

-Полезные советы:

-Обязательно рассматривайте с ребенком тактильные книжки. Можно изготовить альбом с различными видами ткани, бумаги.

http://itd0.mycdn.me/image?id=872153152808&t=20&plc=WEB&tkn=*hVAKGMRBwCiOkOaJlNfqBH6xbCY 

Предлагайте ребенку после «обследования» игрушки или предмета совместно зарисовать его или  совместно слепить из пластилина, соленого теста.

Помогайте ребенку через его ручки познавать много нового и интересного для формирования и расширения его кругозора.    

Успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

"Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью"Консультация для педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возмо...

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

В статье представлены игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения направленные на развитие восприятия цвета у детей 3-4 лет »

Материал для родителей о том какие  использовать игры и упражнения на развитие восприятия цвета у детей 3-4 лет...

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ОВЗ»...

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ОВЗ

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкадошкольного возраста с ОВЗ...

Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста"

Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мыт...

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ЗПР»

laquo;Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ЗПР»...