«Взаимоотношения детей и родителей в совместной деятельности»
консультация

Остапенко Нина Владимировна

Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат своего ребенка  отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Ребенок в семье получает опыт отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимоотношения детей и родителей в совместной деятельности»

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат своего ребенка  отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе.

Дошкольный возраст занимает самый короткий период в жизни ребенка, но является самым ответственным промежутком времени, прежде всего создание особой атмосферы в семье, наполненную вниманием и заботой о детях, что и обусловит дальнейшее развитие малыша.

Дети дошкольного возраста уже примеряют на себя роли взрослых, а значит, они испытывают интерес к миру человеческих отношений, различным видам деятельности и, конечно же, они хотят принимать во всем активное участие. Влиять на направленность личных качеств ребенка могут в первую очередь родительские примеры. Мальчики берут себе за образец и модель поведения, и стиль общения своего отца или даже дедушки, если он больше времени проводит с ребенком и является значимой фигурой для него. А девочки, соответственно, хотят быть похожими на маму.

Родительского внимания в этом возрасте должно быть достаточно для того, чтобы ребенок получал необходимую порцию взаимодействия с каждым членом семьи. Кроме того, семейным советом должен быть принят единый стиль воспитания, которого будут придерживаться родители. На ребенке очень плохо отражаются несогласованные между родными методы воспитания, могут привести к негативному восприятию требований со стороны родителей и нарушению взаимопонимания.

На этом промежутке закладываются все фундаментальные качества, и ребенок уже подсознательно вырисовывает свой жизненный сценарий. А именно под воздействием многих факторов, он создает некий образ жизненного пути. Конечно же, на этот образ в первую очередь воздействует семейное воспитание, личная направленность самих родителей и то, какое отношение к себе и обществу они успели сформировать в представлении своего чада. У дошкольников во 2 половине этого возрастного этапа активно развиваются истоки самосознания.

Формирование гармоничной личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Гармоничная семья положительно влияет на развитие личности ребенка, ведь в ней человек может проявлять себя во всех формах жизнедеятельности. В семье ребенок вырабатывает определенный образ жизни и приобщается к культуре. С самого рождения он включается в семью и под влиянием внутрисемейных отношений ребенок в процессе воспитания усваивает, что хорошо и что плохо. Он учится длительному, беспрерывному взаимодействию на примере своих родителей, контактируя с ними, приобретает свой опыт. Если семейные взаимоотношения гармоничны, на развитии личности ребенка это скажется самым положительным образом. Если отношения в семье основаны на любви и принятии, то ребенок бессознательно перенимает такой механизм взаимодействия.

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Справедливое отношение родителей к ребенку открывает ему широкий путь в самостоятельную интересную жизнь, наполненную далеко идущими планами и вкусом великих побед.

Мудрые отец и мать должны всегда держать поведение малыша в поле своего зрения, но контролировать растущую личность при этом так, чтобы не впадать в крайность в виде чрезмерной опеки. Ни в коем случае нельзя воспринимать своего ребенка как продолжение себя самого – дети не должны отвечать за наши честолюбивые нереализованные мечты и желания, ведь приходят они в эту жизнь с индивидуальным предназначением.

Очень важно знать, что ребенок, впервые переступая порог школы, уже наполовину сформированная личность. Это значит, что от родительского дошкольного воспитания во многом зависит, насколько легко малыш адаптируется к учебному процессу.

В дошкольном возрасте очень часто родители не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми. Многие думают, что дети сами учатся, находясь рядом со взрослыми. На самом деле это не так.

Детей необходимо учить, и учить не назиданиями и лекциями, а в процессе совместной деятельности, показывая малышам как клеить, как резать, как держать кисточку и т д.

С раннего детства необходимо развивать и поощрять интерес ребенка к чтению.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.

Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять, но и не делать все за него! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!

 Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, неважно какие: с мячом, с ножницами, с красками, с нитками, с клеем и т. д. Ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что родитель доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Малыш получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.

Помните, что поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывайте совместные занятия с детьми, придумывайте, фантазируйте, конструируйте, рисуйте и т.д. и ваш ребенок вырастет интересной личностью, которой вы будете гордиться.

Подводя итоги, можно отметить, что развитие и социализация личности в семье идут в тандеме. На каждом возрастном этапе родителям стоит применять определенные стили воспитания и общения, это поможет выстраивать доверительные отношения и развивать в ребенке правильные качества. Во главе любых воспитательных мер всегда должны находиться любовь и забота, понимание и безусловное принятие детей такими, какие они есть.

Список используемой литературы:

  1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — №6. — С. 66-70.
  2. Белоногова Г. Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — №1. — С. 82-92.
  3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. — 177 с.
  4. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под. ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.
  5. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 63.
  6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  7. Куликова Т.А. «Современная семья: проблемы, тенденции развития». – Детский сад от А до Я. №4-2004.
  8. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье.- СПб.: КАРО, 2007.-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие взаимоотношений детей и родителей через совместные праздники в детском саду.

Из опыта работы музыкального руководителя. Организация взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников по подготовке и проведению детских  праздников как средство развития вза...

Приемы ознакомления детей с правами и правилами взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста в совместной деятельности

в данной методической разработке я предложила материал для проведения открытого занятия...

Формирование взаимоотношений детей и родителей через игровую деятельность

моя цель, как педагога: педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций средствами игровой деятельности....

Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...