статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста

Гусейнова М.Н.

Воспитатель ГБДОУ детский сад №65

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.

В последнее время не только ученые, но и сами родители отмечают, что словарный запас их детей к 3м годам скуден и лишен эмоциональной окраски. Казалось бы, в магазинах есть все для развития ребенка, многочисленные игры и пособия, которые помогают детям развивать внимание, память, мелкую моторику, активизировать речь и т.д. Родители покупают все эти современные игрушки, забывая при этом, что чем младше ребенок, тем большее участие в процессе игры отводится взрослому. Мало просто приобрести полезную и интересную игрушку, необходимо показать, как играть с этой игрушкой, рассказать правила игры, поиграть вместе с ребенком.

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: …он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования мозга и психического развития ребенка, доказали, что чем лучше развиты мелкие движения рук, чем более развиты пальцы ребенка, тем легче будет проходить этап развития речи, ведь движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие на мозг ребенка. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так?

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Начинать развивать мелкую моторику рук ребенка необходимо с раннего возраста и чем раньше, тем работа будет более эффективной. Самым простым и эффективным средством развития мелкой моторики у ребенка являются пальчиковые игры. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Одни из первых игр, в которые родители начинают играть со своими детьми, «Сорока – белобока», «Ладушки ладушки», «Коза рогатая», а ведь не многие родители догадываются о развивающем значении этих игр. Ведь простые движения рук, поглаживания, массаж пальчиков помогают убрать напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Пальчиковые игры можно поиграть на улице, в детском саду, в гостях. Пальчиками можно воспользоваться в любое время: их можно посчитать – загибая и разгибая, превратить в зайку или в любое другое животное, побегать ними по столу, придумать персонажей, прорисовывая на пальчиках глазки, ротик и т.д. Легкие в запоминании и веселые пальчиковые игры принесут большую пользу ребенку, чем новомодные игры, развивая мелкую моторику рук и знакомя его с новыми ощущениями. Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Будет очень полезно и эффективно для ребенка, если проводить ежедневно по 2-3 минуты массаж кистей рук и пальцев.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность детей. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

При выполнении упражнений, с сопровождением их стихотворными строчками, речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения руки последовательность движений.

Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Вот несколько несложных пальчиковых игр для детей с 2 до 3 дет.

Два медведя

Сидели два медведя                    Показываем ручками, как мешал муку и как упали,

На тоненьком суку,                     Затем показываем на нос, рот и так далее по тексту.

Один мешал сметану,

Другой месил муку.

Раз куку, два куку

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке

Ухо в кислом молоке!

Компот

Будем мы варить компот,                       (левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот!                   указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,                         (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                      (снова «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.                          (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,                       (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.              (укладывают ладони на стол)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,                         (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.          («идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,                                («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                       («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.        (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.                        (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.                          (движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Семья

Этот пальчик – дедушка!                           (пальчики сжаты в кулачок,

Этот пальчик – бабушка!                           на каждую строчку разгибается один пальчик)

Этот пальчик – папочка!

Этот пальчик – мамочка!

Этот пальчик – я!

Это вся моя семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»

Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...

Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...

Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннег...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Цель работы:- Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...