Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».
статья (подготовительная группа)

Авьерино Анна Михайловна

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ, поскольку детям дается уже готовый текст. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы». 


Актуальность. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ, поскольку детям дается уже готовый текст. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. 
Работа по обучение детей пересказу включает в себя несколько этапов: 
I этап развития фразовой речи. Цель: обучение составлению предложений Упражнения: составление предложений по картинке, паре картинок, составление распространенных предложений «Добавь словечко». 
II этап. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Упражнения : преобразование текста в символы, образы (кодирование информации), составление графических схем, рисование сюжетных фрагментов, совместное составление пересказа, пересказ с использованием интерактивной доски. 
III этап. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком. Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Упражнения: пересказ фрагмента рассказа, пересказ «По следам демонстрируемого действия», пересказ по цепочке, пересказ по плану-схеме, по опорным вопросам, иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок). 
IV этап. Пересказ рассказа с элементами творчества Цель : развитие творческих способностей. Упражнения: придумывание названия рассказа, сказки, фрагмента, части рассказа. 
V этап. Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения). Цель: Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал. Упражнения: пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ по цепочке, пересказ с элементами драматизации. 
Организация НОД по обучению пересказу 
Задачи: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса. Предварительная работа. Цель: Обучение детей замещению реальных предметов на символы Формы работы: чтение рассказа, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, объяснение сложных слов, выражений, сравнений, наблюдения, дидактические игры «Чтобы это значило?», составление графической мнемодорожки . 
Структура занятий включает насколько моментов: 1. Организационный момент. Цель: Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации. 
2. Подготовка к восприятию текста. Цель: уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления. 
3. Чтение рассказа, показ иллюстраций, выстраивание графического плана рассказа. Цель: Развитие слухового внимания и памяти, формирование логической цельности рассказа. 
4. Беседа по содержанию. Цель: Развитие диалогической речи Лексические упражнения. Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи. Физкультминутка . 
5.Повторное чтение рассказа, с установкой на пересказ. Цель: Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти. 
6.Пересказ по графическому плану. Цель: Развитие связной речи, памяти. 
7.Итог занятия. Цель: оценка работы детей. 
Источники: 
http://antalpiti.ru/oformlenie/kartinki/snova-v-shkolu 
http://linda6035.ucoz.ru/

Копилочка - Главная страницаlinda6035.ucoz.ru

Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы». 
Актуальность. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ, поскольку детям дается уже готовый текст. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. 
Работа по обучение детей пересказу включает в себя несколько этапов: 
I этап развития фразовой речи. Цель: обучение составлению предложений Упражнения: составление предложений по картинке, паре картинок, составление распространенных предложений «Добавь словечко». 
II этап. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Упражнения : преобразование текста в символы, образы (кодирование информации), составление графических схем, рисование сюжетных фрагментов, совместное составление пересказа, пересказ с использованием интерактивной доски. 
III этап. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком. Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Упражнения: пересказ фрагмента рассказа, пересказ «По следам демонстрируемого действия», пересказ по цепочке, пересказ по плану-схеме, по опорным вопросам, иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок). 
IV этап. Пересказ рассказа с элементами творчества Цель : развитие творческих способностей. Упражнения: придумывание названия рассказа, сказки, фрагмента, части рассказа. 
V этап. Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения). Цель: Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал. Упражнения: пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ по цепочке, пересказ с элементами драматизации. 
Организация НОД по обучению пересказу 
Задачи: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса. Предварительная работа. Цель: Обучение детей замещению реальных предметов на символы Формы работы: чтение рассказа, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, объяснение сложных слов, выражений, сравнений, наблюдения, дидактические игры «Чтобы это значило?», составление графической мнемодорожки . 
Структура занятий включает насколько моментов: 1. Организационный момент. Цель: Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации. 
2. Подготовка к восприятию текста. Цель: уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления. 
3. Чтение рассказа, показ иллюстраций, выстраивание графического плана рассказа. Цель: Развитие слухового внимания и памяти, формирование логической цельности рассказа. 
4. Беседа по содержанию. Цель: Развитие диалогической речи Лексические упражнения. Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи. Физкультминутка . 
5.Повторное чтение рассказа, с установкой на пересказ. Цель: Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти. 
6.Пересказ по графическому плану. Цель: Развитие связной речи, памяти. 
7.Итог занятия. Цель: оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу с опорой на графические схемы.

Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Консультации для родителей "Обучение детей пересказу"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого тек...

Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»

Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»

Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...