Сенсорные игры для детей с ОВЗ (Игры с водой)
консультация (средняя группа)

Каменская Юлия Александровна

Консультации для родителей.

Особенности сенсорных игр 

  • Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.
  • Аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, - пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы, без учета последствий.
  • Интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры

  • Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.
  • Аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, - пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы, без учета последствий.
  • Интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка.

Особенности сенсорных игр

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

 - слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда.

Цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя.

Задачи, решаемые сенсорными играми:

  • Переживание приятных эмоций (положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
  • Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его; открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество.

Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это – важный шаг в развитии ребенка.

Игры с красками

Цветная вода

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (далее, количество стаканов может быть любым).

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру0 – и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»; «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой – ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.

Возможный вариант развития игры – организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Возможно, ребенок согласится выполнить просьбу-инструкцию: предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол. Попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бутылка? Вот она, нальем в нее водичку – ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Смешиваем краски

Смешивая краски мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого подложите на стол клеенку, намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести

 по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Кукольный обед

Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая – в молоко, оранжевая – в Фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете – посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Переливание воды

Открывай! – Закрывай! (открытие и закрытие бутылочки с помощью ладони);

Фонтан (с сопровождением звука: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился! Ура!»;

Бассейн (где учатся плавать игрушки. Желательно проводить ее, если у ребенка уже есть реальное представление о бассейне, после его посещения);

Озеро (в тазик набрать воду, пустить уточку с утятами, рыбок). «Кря-кря-кря!» - говорит утка. – дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

Море (большой тазик, с корабликами. Везет пассажиров. Поднялся сильный ветер, кораблик перевернулся – давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше!

Купание кукол

Мытье посуды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорные игры для детей с 1,5 до 3 лет»

Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о...

Сенсорные игры для детей 1,5-2 лет.

Сенсорные игры для детей раннего возраста своими руками....

Сенсорные игры для детей с родителями

В сборнике  представлены сенсорные игры для развития и стимуляции сенсорных систем ребенка. Данный материал может быть полезен родителям, родителям детей-инвалидов, педагогам....

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание&hell...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, с...