Картотека дидактических игр с использованием малых фольклорных форм
картотека

Панкрушина Наталья Владимировна

Картотека дидактических игр с использованием малых фольклорных форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr.docx12.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Дидактические игры.

На птичьем дворе.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.

Игровые правила. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.

Игровые действия. Звукоподражание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:

-Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-у-грру-грру».

- А сейчас послушайте стихотворение, - продолжает воспитатель. - Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

Наши уточки с утра… Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда… Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора… Бал-бал-бал! Балды-бал!

Наши гуленьки вверху… Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно… Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт… Ку-ка-ре-ку!

Сова.

Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровые правила. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

В лесу темно, Дети ходят по кругу.

Все спят давно. Остановившись, изображают спящих птиц.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.

Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит!

Услышав слова « как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

Курочка-рябушечка.

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.

Игровые правила. Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

Игровые действия. Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» - произносят: «Пи-пи-пи!».

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка , зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера.

Еду-еду.

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.

Игровые правила. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?», дети цокают: «Цок-цок-цок». - «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.

Еду - еду Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапочку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем охотно играют во время прогулки самостоятельно.

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Первый вариант. Подберите игрушки, различные по форме, цвету и назначению. Игру можно проводить с одним ребенком и с группой детей. Воспитатель раскладывает на столе 3–4 знакомые детям игрушки (например, мяч, елочку, матрешку, пирамидку) и говорит, что загадает загадку, а дети должны отгадать, о какой игрушке в ней говориться. После этого взрослый кратко описывает один из предметов, стоящих на столе. Например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть. Что это?» Если дети (ребенок) не могут отгадать, взрослый ещераз медленно произносит текст и, называя каждое свойство игрушки, делает небольшую паузу. Затем взрослый переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета.

Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением хорошо известных детям предметов.

Второй вариант. Воспитатель выкладывает на столе картинки изображением вниз. Он описывает один из изображенных предметов и просит ребенка отгадать, о каком из них идет речь, и найти отгадку на картинке. Например: «Стоит в комнате на полу, у него есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть». Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную (стул) и показывает взрослому со словами: «Стул».

Взрослый снова обращается к детям с описанием следующего предмета. Оно сходно с предыдущим, но имеет в конце отличительный признак. Например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. На нём стоят тарелки». Ребенок снова ищет соответствующую картинку (стол) и называет предмет.

Третий вариант. Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, птиц, предметов и т.д. Детям предлагается внимательно слушать взрослого и отгадывать, о каком животном (растении, предмете) он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку. Детям можно раздать по две, три карточки, на которых изображены картинки — ответы на загадки, можно дать просто картинки, которые малыши будут располагать на фланелеграфе.

Взрослый читает:

Ходит рыжий, пьет из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, черный нос…

Кто же это?

Рыжий… (пес).

Затем спрашивает у детей: «Кто это?» Ребенок показывает картинку с изображением собачки и говорит: «Это собака» (затем может прикрепить картинку на фланелеграф).

Так загадываются остальные загадки. Приводим примеры загадок, для которых воспитатель сможет подобрать соответствующие картинки.

Загадки.

Мягкие лапки, Что же это за девица?

А в лапках цап-царапки. Не швея, ни мастерица,

(Кошка) Ничего сама не шьёт,

Лежит — молчит, А в иголках круглый год.

Подойдешь — заворчит. (Ёлка)

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака) Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Маленький, беленький, Кто в берлоге до весны

По лесочку прыг-прыг, Днём и ночью смотрит сны?

По снежочку тык-тык. (Медведь)

(Заяц)

Ползун ползет,

Иголки везет.

(Ежик)

Сидел на заборе,

Пел да кричал.

А как все собрались,

Взял да замолчал.

(Петух)

Выпучив глаза сидит,

По-труецки говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

(Лягушка)

Пучеглазая особа

Из болота смотрит в оба.

«Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» —

Вот и все ее слова.

(Лягушка)

У кого короткий

Хвост крючком?

Кто копает землю

Пятачком?

(Поросенок)

Кто тут в красненьком берете

Будит рощу на рассвете?

Тук-тук! Тук-тук!

Щепки лишь летят вокруг.

(Дятел)

Белый хвост,

Черный нос

Наши тапочки унес

В уголок под кровать –

И не хочет отдавать.

(Щенок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

Использование малых фольклорных форм в формировании здорового образа жизни

помогает развивать интерес к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста....

Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).

Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....

Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.

Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...