Автоматизация звука Р
картотека

Ведель Ольга Павловна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizacija_zvuka_r_v_sochetanijakh_dra.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ-, ВРА-, ГРО-, ПРО-, ХРУ-, КРА-, БРА-, ФРА-.

Если ребенок научился произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ДРУ-, ДРЫ-, начинайте автоматизацию звука с карточек с этими сочетаниями. Затем переходите к автоматизации в других слогах со стечением согласных ВРА-, ГРО-, ПРО-, ХРУ- и т.д.

Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды:
тра-тро-тру-тры
тро-тру-тры-тра
атр-отр-утр-ытр
2). Слова:
трава,трап, астра, люстра, страна, страус, завтрак, трамвай, трос, метро, тройка, матрос, тропка, стройка, утро, страница, труд, труба, струя, струна, трудный, стружки, петрушка, ватрушка, метр, фетр, Пётр, осётр, литр, центр, театр, осмотр.

Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
дра-дро-дру-дры
адр-одр-удр-ыдр
дра-дро-дру-дры
2). Слова.
дрова, драка, драп, выдра, пудра, квадрат, дрозд, ведро, бедро, мудрость, космодром, дровосек, друг, подруга, друзья, дружить, дружба, кедры.

Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Р в слогах со стечением согласных.
Многократно произносить слоги, произнося звук Р раскатисто и длительно.
1).Столбики слогов читать слева направо и сверху вниз.
бра-бра-бра,         бро-бро-бро,        бру-бру-бру,         бры-бры-бры, брэ-брэ-брэ;
вра-вра-вра,         вро-вро-вро,         вру-вру-вру,         вры-вры-вры, врэ-врэ-врэ;
гра-гра-гра,         гро-гро-гро,         гру-гру-гру,         гры-гры-гры, грэ-грэ-грэ;
дра-дра-дра,         дро-дро-дро,         дру-дру-дру,         дры-дры-дры, дрэ-дрэ-дрэ;
кра-кра-кра,         кро-кро-кро,         кру-кру-кру,         кры-кры-кры, крэ-крэ-крэ;
пра-пра-пра,         про-про-про,         пру-пру-пру,         пры-пры-пры, прэ-прэ-прэ;
фра-фра-фра,         фро-фро-фро,         фру-фру-фру,         
фры-фры-фры, фрэ-фрэ-фрэ;
хра-хра-хра,         хро-хро-хро,         хру-хру-хру,         хры-хры-хры, хрэ-хрэ-хрэ.

Карточка № 4.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
кра-кро-кру-кры
рка-рко-рку-ркы
акр-окр-укр-ыкр
арк-орк-урк-ырк

2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
край, кран, краб, краска, красный, крапива, кровь, крот, кросс, крошки, кровать, кроссовки, круг, крупа, кружка, кружок, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, акробат, закрытый, открыть.

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
гра-гро-гру-гры
агр-огр-угр-ыгр
рга-рго-ргу-ргы

2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
град, грамм, графин, граната, грамота, градусник, гром, гроза, громко, грохот, грозный, грохотать, груз, груша, грузди, грузовик, грузить, грустный, игра, фотограф, фотография, программа, разгружать, фотографировать.

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
пра-про-пру-пры
арп-орп-урп-ырп
апр-опр-упр-ыпр
рпа-рпо-рпу-рпы
бра-бро-бру-бры
абр-обр-убр-ыбр
2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
брат, браво, кобра, зебра, брошь, брусок, брусника, обрыв, брызги, брызгать, брынза, бобры, добры, бросить, брови, право, правда, направо, пробка, провод, просто, пруд, прутик, пружина, прыгать, прыгун, прыжок, прыткий.

Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова, насыщенные звуком Р.
рупор, разбор, разгром, раствор, пробор, кругозор, проверка, пробирка, раскраска, прорубь, размер, прорыв, просмотр, мрамор, трактор, распорка, тротуар, барометр, разговор, храбрый, храбрость, квартира, фарфор, аэродром.

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить родственные слова:
трава – травка, травушка, травный, травяной;
строить – стройка, постройка, построить, выстроить, застроить, построенный;
круг – кружок, круглый, округлить, окружность, кругом.

Карточка № 9.
Игра «Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
овраг – овражек
град – градик
брошка – брошечка
крышка – крышечка
кружка – кружечка
стружка – стружечка
игрушка – игрушечка
бровь – бровка
друг – дружок
брат – братик

Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
трава – травка
ограда – оградка
провод – проводок
остров – островок
крыло – крылышко
бедро – бёдрышко
покрывало – покрывальце
круг – кружок

Карточка № 11.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Один — много»:
Проговаривать оба слова:
метр – метры
центр – центры
осётр – осётры
театр – театры
литр – литры
ветер – ветры
рот – рты
ров – рвы
бросок – броски
пруток – прутки

Карточка № 12.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
ветерок – ветерки
ковер – ковры
стручок – стручки
осмотр – осмотры
ведро – вёдра
повар – повара
вечер – вечера
номер – номера
провод – провода
остров – острова

Карточка № 13.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить родственные слова:
прыгать – прыжок, прыгун, подпрыгнуть, выпрыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть;
друг – дружить, подруга, дружок, дружба, дружный;
груз – грузить, выгружать, загружать, выгрузить, грузовой, грузовик, погрузка.

Карточка № 14.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Послушай слово, произнеси и раздели его на слоги (отхлопай):
груша (гру-ша), грузовик, брат, брусника, бросить, правда, пружина, закрытый, крупный, трактор, квартира, фрафор, разговор, грузить, загружать, граната, градусник, гром, град, кран, краны.

Карточка № 15.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Колонна из мрамора – мраморная
Каша из кукурузы – кукурузная
Сок из брусники – брусничный
Сок из граната – гранатовый
Сок из винограда – виноградный
Сок из фруктов – фруктовый
Сок из груши – грушевый

Карточка № 16.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Памятник из гранита – гранитный
Подстилка из травы – травяная
Кран в водопроводе – водопроводный
Кофта из капрона – капроновая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Магазин продуктов – продуктовый
Сарай для дров – дровяной

Карточка № 17.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Чей? Чья?»:
у воробья голова – воробьиная
у журавля – журавлиная
у грача – грачиная
у муравья – муравьиная
у комара – комариная
у моржа голова – моржовая
у крота – кротовая
у тигра – тигровая
у ерша – ершовая
у осетра – осетровая
у бобра – бобровая
у жирафа – жирафовая

Карточка № 18.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Чей? Чья?»:
у кролика голова – кроличья
у сороки – сорочья
у барсука – барсучья
у вороны – воронья
у барана – баранья
у верблюда – верблюжья
у носорога – носорожья
у коровы – коровья
у крокодила – крокодилья
у орла – орлиная

Карточка № 19.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Детеныши животных:
у вороны – воронята
у орла – орлята
у грача – грачата
у журавля – журавлята
у страуса – страусята
у скворца – скворчата
у тигра – тигрята
у верблюда – верблюжата
у барсука – барсучата
у бурундука – бурундучата
у кролика – крольчата
у коровы – телята

Карточка № 20.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 страус – 2 страуса – 5 страусов
1 крот – 2 крота – 5 кротов
1 грач – 2 грача – 5 грачей
1 трубач – 2 трубача – 5 трубачей

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 врач – 2 врача – 5 врачей
1 кирпич – 2 кирпича – 5 кирпичей
1 горсть – 2 горсти – 5 горстей
1 тетрадь – 2 тетради – 5 тетрадей

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде.
красный цвет:
помидор – красный
барабан – красный
крыша – красная
ведро – красное
черный цвет:
грач – черный
воротник – черный
рубашка – черная
пятно – черное
хрусталь:
шар – хрустальный
графин – хрустальный
люстра – хрустальная
блюдо – хрустальное
серый цвет:
сверчок – серый
кролик – серый
тетрадь – серая
платье – серое

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 простой карандаш, 2 простых карандаша, 5 простых карандашей;
1 ароматная груша, 2 ароматных груши, 5 ароматных груш;
1 прозрачное озеро, 2 прозрачных озера, 5 прозрачных озер;
1 старая брошка, 2 старых брошки, 5 старых брошек.

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 просторная квартира, 2 просторных квартиры, 5 просторных квартиры;
1 серый крольчонок, 2 серых крольчонка, 5 серых крольчат;
1 шустрый воробей, 2 шустрых воробья, 5 шустрых воробьёв;
1 красная роза, 2 красных розы, 5 красных роз.

Карточка № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Продавец продает. Строитель строит. Странник странствует. Уборщица убирает. Маляр красит. Пограничник охраняет границу. Ведро стоит около костра. Завтра мы поедем на метро. Прачка стирает простыни. Водопроводчик чинит кран. У матроса трубка. Подруги увидели страуса.

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Дрозды – дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. На этой странице нарисован театр. На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша – это фрукт. Крыса – грызун. На крыше – грачи. Фрося дала кролику прутики. Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
играть на трубе
Я играю на трубе,
ты играешь на трубе,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 28.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
строить детский театр
Я строю детский театр,
ты строишь детский театр,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
радостно здороваться
Я радостно здороваюсь,
ты радостно здороваешься,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
разгружать грузовик
Я разгружаю грузовик,
ты разгружаешь грузовик,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
прыгать в пруд с крутого обрыва
Я прыгаю в пруд с крутого обрыва,
ты прыгаешь в пруд с крутого обрыва,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
раскрасить круг красным карандашом
Я раскрашиваю круг красным карандашом,
ты раскрашиваешь круг красным карандашом,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово).
Акробат, цирк, выступать, в – Акробат выступает в цирке.
Мама, кроссовки, купила, Рома –
Овраг, крапива, расти, много, в –
Кружок, дети, сели, в –
Воздух, снег, в, кружиться –
Крышка, Рая, коробка, закрывает –

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
грызть твёрдую грушу
Я грызу твёрдую грушу,
ты грызёшь твёрдую грушу,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
Паровоз, паровоз,
Ты куда нас повёз?
Хорошо прокати
И назад возврати!
* * *
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.
* * *
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
* * *
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
* * *
Рыжий Ромка очень рад –
У него родился брат.

Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
Трут морковь на тёрке
Рае и Егорке.
* * *
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
* * *
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.

Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
* * *
Раин папа утром рано
В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.

Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.
* * *
На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Тучи ходят хмурые,
С краю серо-бурые,
Ветер дует, гром грохочет,
Значит, скоро дождь промочит.
* * *
У Петрушки – две ватрушки,
А в другой руке – игрушки.
А у старого Петра
В огороде два ведра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....