ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СПРАВИТЬСЯ С ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ.
консультация

Поспелова Татьяна Александровна

Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Умеренная детская импульсивность, свойственная детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, – явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения – возрастная особенность дошкольников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения и слабый контроль за своим поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_impulsivnyh_detey.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СПРАВИТЬСЯ С ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ
Импульсивность — такая особенность поведения, которая заключается в склонности действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая слов и поступков, под влиянием чисто внешних обстоятельств или первой же нахлынувшей эмоции.
Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Умеренная детская импульсивность, свойственная детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, – явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения – возрастная особенность дошкольников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения и слабый контроль за своим поведением. Но есть импульсивность завышенная, когда эмоциональная расторможенность дошкольника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Факторы, вызывающие повышенную импульсивность можно объединить в три группы: биологические, психосоциальные, генетические.
1. Генетические факторы. Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребенка. Она чаще встречается у детей выраженного холерического или сангвинического темперамента.
2. Биологические факторы.
 На развитие импульсивности влияют различные осложнения во время беременности и родах, а также некоторые заболевания и травмы головы, перенесенные ребенком в младенчестве.
3. Психосоциальные факторы. Повышенную импульсивность показывают дети из семей высокого социального риска (асоциальные семьи, семьи с высоким уровнем психологической напряженности, с неблагополучной демографической ситуацией, с неблагополучным экономическим положением); семей с авторитарно-директивным стилем воспитания.
Особенности поведения импульсивного ребенка
Повышенную импульсивность можно опознать по некоторым отчетливым признакам:
• Повышенный уровень отвлекаемости и невысокая устойчивость внимания.
• Повышенно импульсивный ребенок никогда не задумается над вопросом — над любым. Пусть неправильно, но мигом выпалит ответ.
• Он очень обидчив, но совсем не злопамятен.
• Он легко увлекается, но легко и остывает, часто переживая при этом неприятное чувство: «все надоело!». С энтузиазмом начиная работу или игру, частенько ее не заканчивает.
• Ожидание дается ему крайне тяжело, как и работа, требующая усидчивости, последовательности, необходимости действовать и рассуждать шаг за шагом.
• Он очень чувствителен как к одобрению, так и к неодобрению. Легко огорчается и сердится, но легко и ликует из-за любого милого пустяка.
• Настроение его крайне неустойчиво.
• Он предпочитает действовать, а не размышлять и затрудняется объяснить цели и причины своих поступков.
• Он рискованно экспериментирует: что называется, сначала «прыгает в воду», а только потом вспоминает, что «не умеет плавать».
• В командной игре он может вдруг «восстать» против общих правил, потому что ему трудно соблюдать в течение длительного времени один и тот же внутренний настрой.
Даже если импульсивность ребенка пока еще не причиняет ему заметных неприятностей, некоторые моменты в его поведении могут заставить родителей насторожиться и задуматься о необходимости коррекции. Она заключается в том, чтобы
научить такого ребенка сдерживаться. Для этого необходимо:
1. При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
2. Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.
3. Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.
4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу — и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением.
5. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
6. Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
7. Развивайте в ребенке рефлексивность – противоположное импульсивности качество.
Если импульсивные действия могут быть охарактеризованы как спонтанные, непродуманные, легкомысленные, торопливые, неподготовленные, то рефлексивные действия — как взвешенные, обдуманные, осторожные, учитывающие точку зрения окружающих. Почему важно развивать у импульсивного ребенка рефлексивность? Данные типы реагирования – импульсивность и рефлексивность влияют на качество учебной деятельности. Рефлексивность увеличивает время, необходимое для решения, но резко снижает количество ошибок.
8. Воспитание самостоятельности в ребенке: почаще предоставляйте ему право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Хорошо, если он (с вашей помощью) заранее обдумает свои предстоящие действия, возможные ошибки, последствия. Объясняя причины своих поступков, ребенок учиться лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
9. Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.
10. Играйте с ребенком в игры, направленные на развитие внимания, на снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация), на развитие навыков волевой регуляции (управления), на развитие умения общаться.

Игры, которые следует проводить с детьми систематически чтобы помочь детям справиться с импульсивностью.:
1. "Молчу - шепчу - кричу". Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
     Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

2. "
Говори по сигналу". Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
     Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

3. "Час тишины" и "час можно». Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми "час тишины".
Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
    Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
4.
«Мы сидим на потолке». Детям предлагается в рифму стихотворения (в конце строки) хлопать в ладоши 2 (или 3) раза.
Предпочтительны стихи с чётким ритмом и движением в сюжете (например, «В поезде» В. Суслова):
                                       Мы сидим на полке (2 хлопка)
                                       И глядим в окошко. (2 хлопка)
                                      Вскачь несутся ёлки (2 хлопка)
                                     На коротких ножках. (2 хлопка)
                                                                 Дети могут подпрыгивать в ритм хлопкам.

5
. Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный"(старинная игра). Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:
                                            "Колпак мой треугольный,
                                            Треугольный мой колпак.
                                           А если не треугольный,
                                         То это не мой колпак".
Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя).
При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

6. Упражнение "Чайничек с крышечкой". Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:
"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)
Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).
Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
Пар идете - дырочка,
Дырочка в шишечке,
Шишечка крышечка,
Крышечка - чайничек".
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на "Гу-гу-гу", жесты сохраняются: "Гу-гу-гу - крышечка и т. д.".
7. "Руки-ноги".
И.п. - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе - руки врозь.
Ноги врозь - руки вместе.
Ноги вместе - руки вместе.
Ноги врозь - руки врозь.

8. Упражнение "Змейки". Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу - вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом-друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).


9. "Буратино". 
И.п. - стоя. Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.


10. «Слушай хлопки». Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Источник

  1.  http://www.psiholog-pyatashova.ru/http://psiholog194.
  2. blogspot.com/2012/11/blog-post_26.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе коррекционного занятия.

В материале предлагаются задания, которые позволяют снизить нарастание гиперактивности и способствует двигательной разрядке в процессе коррекционной работы....

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Методическая копилка: "Игры и упражнения позволяющие освоить работу ножницами."

Любая творческая деятельность развивает у ребёнка видение и понимание прекрасного, собственный вкус, восприятие формы, цвета, объема и фактуры. Аппликация в ряду развивающих творческих занятий стоит, ...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Игры для детей 3-х лет, которые помогут справиться с кризисом 3-х лет

Подборка игр для времяпровождения родителей с детьми дома...