Консультации для родителей подготовительной к школе группы
консультация (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ

Гр. «Птица счастья»

С. Красносельское

СЛОВАРИК

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к’ – мяг., согл. звук, и- глас.звук, т – тверд., согл. звук; первый звук – к’, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

  1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
  2. Делить слова по слогам.
  3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Анализировать звуковой состав слова.
  7. Давать характеристику звуков:
  • Гласный звук, обозначаем красной фишкой.
  • Твердый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
  • Мягкий звук, согласный, обозначаем зеленой фишкой.
  1. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвертое слово – стол.

  1. Выделять понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что дает в развитии фонематического слуха и восприятия у ребенка дошкольного возраста:

  • Подготовка детей к обучению грамоте;
  • Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:
  • Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг».)
  • Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
  • Замена свистящих звуков [C], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
  • Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р], [Р’], [Л], [Л’], [й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
  • Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
  • Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтению целыми словами.

Игра «Будь внимательным!»

Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например [Р]: л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки»

Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (игрушки: мышь, машина, банка, шапка, банан и др.)

Игра «Придумай слово»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, слог. Придумай слово, имя мальчика (девочки) и тд. На заданный звук [С], слог МА и тд.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [Н].

Игра «Прохлопай слово»

Цель: учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове (можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога. Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Придумай пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребенку предлагаются парные картинки: коза – коса; мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и тд.

Игра «Найди слово»

Цель: научить находить слова с заданными звуком при прослушивании стихотворного текста.

Ребенку предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [C]. Ребенку нужно назвать слова со звуком [C].

Игра «Разложить картинки»

Цель: учить дифференцировать звуки в словах.

Ребенку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] - [Ш], [З] – [З’].

Игра «Добавлялки»

Цель: учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и тд.

Игра «Определи место звука в слове»

Цель: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определить, где живет заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах : мышь(в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдет квартира»

Цель: научить определять количество звуков в слове. У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов»

Цель: учить выделять в словах первый и последний звук. Взрослый называет слово, ребенок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и тд.

Игра «Отгадай слово»

Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово»

Цель: учить называть слова с определенным количеством слогов.

Ребенку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

ПАМЯТКА

для родителей по подготовке детей к школе

0u7e47419c-7eac3683-42b338d5.jpg-682x682-pad.jpg

Воспитатель: Киселева Н.В.

2017 г.

  • Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).1263974281_6.jpg
  • Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
  • Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
  • С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
  • Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.original.jpg
  • Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
  • Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно, у него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.). 
  • Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
  • Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
    depositphotos_42866315-First-grader.jpg

Знания и умения необходимые будущему первокласснику

  • умение анализировать;
  • умение составлять рассказ по картинке;
  • широкий кругозор;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение делать выводы;
  • большой словарный запас;
  • умение обобщать;
  • умение решать арифметические задачи.
  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • домашних и диких животных.


1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?

  • Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.


2.Нужно ли учить ребенка читать?

  • Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д. 


3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?

  • Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.


4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?

  • Старайтесь выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

  • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
    Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
    Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
    Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.


Предварительный просмотр:

Домашнее задание: подготовительная группа

Тема: «Народная культура и традиции»

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход игры. Взрослый читает ребенку рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сделал ошибку.

Жил-был в народе дед. Дед как дед, да только любил небылицы сочинять. Бывало, и захочет дед что-то дельное сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя. Вот что он сказал:

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Помоги деду — скажи все правильно.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Цель: употребление существительных в винительном падеже.

Ход игры.

Что плетут? — Кружева, лапти...

Что ткут? — Платки, шали...

Что вырезают? — Ложки, игрушки ...

Что катают? — Валенки, ...

Что расписывают? — Доски, посуду,

Речевая игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Образование качественных прилагательных.

Ход игры. Подобрать как можно больше признаков к существительному:

матрешка (какая?) -деревянная, яркая, красивая ...;

платок (какой?) -...;

валенки (какие?) -....

Соедини по точкам и раскрась


Безымянный

Читаем и заучиваем стихи

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

***

Чем знаменито Дымково?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, 

От капелек росы 

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы. 

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично. 

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

***

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

***

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Отгадываем загадки

Чашки, чайники и вазы0_5d797_73523f93_xl.jpg

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

028.jpg

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)1455493800_7-y.jpg

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит…(Городец)

Веселая белая глина,195d5f88fc2b9be2474b_0.jpg

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня

(Дымка)

Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские

Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…

Наши руки крендельком,

Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить»ногтями – «кренделек»

Щеки будто яблочки.

Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»

С нами издавна знаком

Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…

Весь народ на ярмарке.

Перекрест пальцев, пожатиепальчики.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...