Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Полонникова Надежда Михайловна

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

·        Расширить знания родителей о значении познавательной активности дошкольника для дальнейшего развития.

·        Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

·        Планируемый результат:

·        Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

 

Материалы и оборудование: доска маркерная, маркеры, губка, наборы материалов для выполнения упражнения (игрушки, неоформленные предметы и т.д.), ручки или карандаши, бумага и т.д. Памятки по проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
 

Ход родительского собрания

Вводная часть.

1. Так много внимания уделяется в настоящее время слову «ПОЗНАНИЕ». А что это такое? Как вы – родители – можете объяснить это слово и его значение для вас? (ответы родителей)

(На маркерной доске чертим схему. В центре слово ПОЗНАНИЕ)

Теперь обобщим. Познание – это

·        И процесс, деятельность, исследование

·        И результат (я узнал..)

·        И мировоззрение, личностное качество (я изменил точку зрения…) и т.д.

·        И т.д.

 

2.Вы – взрослые – всегда осознаете процесс познания (О, я сейчас познаю!)? – обсуждение.

 

3.Как вы думаете, какую роль ПОЗНАНИЕ во всех его смыслах играет в детском развитии? – обсуждение.

Предлагаем варианты при затруднении: формирует представление о мире или об отдельном явлении, учится выполнять определенные действия познавательного характера, повышает самооценку и т.д.

 

4.Как можно организовать процесс познания у дошкольника, чтобы достичь определенного результата? – обсуждение.

Варианты возможных ответов: организовать пространство, организовать игру, задать проблемный вопрос и т.д.

 

Основная часть

Ведущая деятельность ребенка – игровая. Как легко представить себя ученым секретной лаборатории, если все это вместе организовать с родителями!

Во-первых, это будет и игра,

во-вторых, это будет познавательно (научно),

в-третьих, здесь ребенок увидит и визуализирует результат, что очень важно,

в – четвертых, это можно повторять, усложнять, совершенствовать и т.д.

в-пятых, ребенок проявит и самостоятельность, и стремление к открытиям, и т.д.

 

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ -

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.


 

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?


Итак, примерная структура экспериментирования:

·        Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

·        Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

·        Уточнение плана исследования.

·        Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.

·        Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

 

 

Презентация (слайды) «Детская лаборатория «Почемучки».

3.Практическая часть

Создаем мини-подгруппы родителей. Задача: из представленного набора предметов придумать игру: дать ей название, правила, цели и задачи и объяснить всем участникам процесса. Время для выполнения задания – 7 мин.

Обсуждение игр: участники могут дополнять друг друга, вносить предложения и т.д.

На что направлено данное упражнение? – обсуждение.

Можно ли его назвать экспериментом? Почему?

Предложение – выполнить подобное упражнение дома совместно с детьми.

 

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Презентация памятки «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста»


Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о значении познавательной активности дошкольника для дальнейшего развития.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Планируемый результат:
  • Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

Материалы и оборудование: доска маркерная, маркеры, губка, наборы материалов для выполнения упражнения (игрушки, неоформленные предметы и т.д.), ручки или карандаши, бумага и т.д. Памятки по проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Ход родительского собрания

Вводная часть.

1. Так много внимания уделяется в настоящее время слову «ПОЗНАНИЕ». А что это такое? Как вы – родители – можете объяснить это слово и его значение для вас? (ответы родителей)

(На маркерной доске чертим схему. В центре слово ПОЗНАНИЕ)

Теперь обобщим. Познание – это

  • И процесс, деятельность, исследование
  • И результат (я узнал..)
  • И мировоззрение, личностное качество (я изменил точку зрения…) и т.д.
  • И т.д.

2.Вы – взрослые – всегда осознаете процесс познания (О, я сейчас познаю!)? – обсуждение.

3.Как вы думаете, какую роль ПОЗНАНИЕ во всех его смыслах играет в детском развитии? – обсуждение.

Предлагаем варианты при затруднении: формирует представление о мире или об отдельном явлении, учится выполнять определенные действия познавательного характера, повышает самооценку и т.д.

4.Как можно организовать процесс познания у дошкольника, чтобы достичь определенного результата? – обсуждение.

Варианты возможных ответов: организовать пространство, организовать игру, задать проблемный вопрос и т.д.

Основная часть

Ведущая деятельность ребенка – игровая. Как легко представить себя ученым секретной лаборатории, если все это вместе организовать с родителями!

Во-первых, это будет и игра,

во-вторых, это будет познавательно (научно),

в-третьих, здесь ребенок увидит и визуализирует результат, что очень важно,

в – четвертых, это можно повторять, усложнять, совершенствовать и т.д.

в-пятых, ребенок проявит и самостоятельность, и стремление к открытиям, и т.д.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ -

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.


Последовательность детского экспериментирования.

На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?


Итак, примерная структура экспериментирования:

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.
  • Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

Презентация (слайды) «Детская лаборатория «Почемучки».

3.Практическая часть

Создаем мини-подгруппы родителей. Задача: из представленного набора предметов придумать игру: дать ей название, правила, цели и задачи и объяснить всем участникам процесса. Время для выполнения задания – 7 мин.

Обсуждение игр: участники могут дополнять друг друга, вносить предложения и т.д.

На что направлено данное упражнение? – обсуждение.

Можно ли его назвать экспериментом? Почему?

Предложение – выполнить подобное упражнение дома совместно с детьми.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Презентация памятки «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...