Консультация для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством художественной литературы"
консультация (подготовительная группа)

Безлепкина Лариса Ивановна

Можно использовать как стендовый материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx254.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

Развитие творческих способностей дошкольников посредством художественной литературы

https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%83-013.jpg

 

 

 «Чтение – это окошко, через которое

 дети видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

  В наш век новых информационных технологий все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову, роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Именно поэтому   наша задача   состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге, ведь в процессе общения с книгой человек   познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится думать, анализировать, развивается творчески. Чтение – это импульс к творческому озарению. Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым мы оказываем влияние и на развитие  речевой деятельности и на творчество детей.  

При ознакомлении с художественной литературой детей подготовительной к школе группы можно использовать различные приемы:  пояснение, вопросы, игры и упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование  и т.д.

Игры, направленные на развитие творческих способностей ребёнка могут быть, например, такими:  игра-путешествие в «Читающую Страну» с остановками  «Школа  Мойдодыра», «Штаб Знайки», «Я – в образе любимого героя», «Музей Богатырей», «Планета маленького принца». В игре «Моя любимая игрушка», ребёнку предлагается сделать игрушку персонажем сказки. Затем  поинтересоваться у ребенка - где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит.

Только чтения  художественных произведений недостаточно. В  общении с  ребенком после прочтения  следует обращать внимание   на жанр изучаемого произведения: « я расскажу тебе русскую народную сказку  «Гуси – лебеди»  или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»»,   останавливать внимание  на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания или прочтения произведения обязательно анализируем  его, ставя перед  ребенком  вопросы, заставляя  думать, делать   выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят.

Чтобы оценить уровень освоения ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь ему  глубже прочувствовать события и поступки персонажей, можно предложить дошкольнику стать участником событий. Для этого необходимо давать  задания, которые сопровождают текст.  Любая художественная деятельность базируется на образном содержании. Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. Рисунки, выполненные детьми, помимо иллюстративной функции, играют роль развивающих заданий.

   Обозначение  ключевым словом, схематическим рисунком  каждой части произведения впоследствии  послужит опорой для пересказа текста.

  В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

 Например, ребенок рассматривает букет ромашек в вазе, а взрослый читает стихотворение А.Фета.

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

   Слушая текст, дошкольник старается найти в предмете те же признаки, детали, о которых говорится в стихотворении,   проявляет определенные эмоциональные отношения к окружающему миру предметов и явлений.

  Благоприятными источниками развития творчества и выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в частности сказка. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого становится благоприятным источником развития творчества и выразительности детской речи.  Игра-драматизация по сказке развивает речь, совершенствует навыки выразительной речи, упражняет ребенка в синхронном выражении чувств и телодвижений.

  Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.       Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. В силу этого каждый ребенок получает  эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.    

   Таким образом,   при ознакомлении детей с художественной литературой реализовываются три группы задач: образовательная, развивающая и воспитательная.    

 

  Как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? Для этого можно применить следующие методы и установки:

  • метод «подбрасывание идей»

Всегда и везде  решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • применение разнообразной деятельности, чередования  простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой.

   

  Таким образом, можно сделать вывод, что роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение и рассказывание  художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие.

           https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126509-stock-illustration-image-with-pupil-theme-5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...