Родительское собрание во II младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
консультация

Ватутина Вероника Николаевна

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Родителям предложены речевые, пальчиковые  игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_roditelskogo_sobraniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во II младшей группе

«Развитие речи младших  дошкольников»

        Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть. «Совсем немного науки»

        Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум  взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления.

        Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

        Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи, дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Вопрос родителям: - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Ответ: - Формированию звуковой культуры речи; обогащению словарного запаса; формированию грамматического строя  речи; обучению рассказыванию, связной речи, развитие выразительности речи.

        Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой  и художественной деятельности; в повседневной  жизни.

 2 часть.   Игра - путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

а) Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая  и т.д.)

Сказка нужна всем – и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время,  познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

б) Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

  • Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
  • Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая , могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
  • Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
  • Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

        Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные  центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом  с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

в) Станция « Наши руки не знают скуки»

1этап.

Массаж. Массируя пальцы, активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) потереть ладони, похлопать.

2 этап.

 Пальчиковые игры (без предметов).

  1. 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке).

  1. Пальчиковая игра « Медведь» (с предметом).

( медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка,  кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

  1. Пальчиками можно рассказывать стихи.

« Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

4) Станция « Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

        Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей,  так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

  • Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой  нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У»;  по  сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу «вьюга  кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

  • Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины.  Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

  • Речевая игра « Прогулка в лес»

 Чистоговорки:

Уп,  уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

« Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-Б)

« Жа - жа –жа, есть иголки у ежа»

« Жу-жу-жу  молоко дадим ежу»

« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

  • Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог родительского собрания:

родители задают вопросы на уточнение.

Проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

12.02.2019

Старший воспитатель  В.Н.Ватутина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи в развитии ребёнка.Задачи:1. Приобщать родителей к созданию условий для речевого развития своих детей.2. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младш...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он дол...

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогом и родителями.Задачи: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребѐнка;довести до понимания родителей, что ...