Консультации для родителей
консультация

Станичная Елена Алексеевна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Выбор игрушки для ребенка» (младшая группа)

            У каждого человека в детстве были любимые игрушки. И повзрослев,        

 каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом  деятельности, а  игрушки - неотъемлимой  частью  игры.

           Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

          А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки?

Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно -  ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности.

         Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребёнок, за консультацией. Воспитатель подскажет какими игрушками предпочитает играть ваш малыш. Если в детском саду и дома будут  одинаковые игрушки, то посещение дошкольного учреждения для  ребёнка станет более привлекательным.

        Необходимо учитывать возрастные  особенности ребенка, его  характер, способности и предпочтения, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т.д.

        В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

- сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);

- технические (транспортные, конструкторы и т.д.);

- игрушки - орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом,  игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых);

- игрушки - забавы (театральные, музыкальные).

          Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие, легко трансформирующиеся конструкторы для строительства, способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

        Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соизмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

         Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью.  Ведь игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

         Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно - эстетическим требованиям.

        Не покупайте своим детям героев западных блокбастеров, электронные игрушки и, орущих на китайском языке, кукол и зверей.

        Конструкторы и строительные материалы, настольно - печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование  для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора) - вот, что нужно вашим детям.

А еще - дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаика, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство. 

        И помните!  Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки.

        Родители идут на поводу у своих детей и покупают ненужные игрушки,

лишь бы любимое «чадо» от них отстало и пошло поиграть куда - нибудь в уголок. В результате - гора ненужных и нелюбимых игрушек, с которыми

дети не умеют и не хотят играть и одинокий, несчастный ребенок.

       Уважаемые родители! Не отмахивайтесь от своих детей. Помните, что детство бывает только один раз в жизни. Научите своих детей играть. Вечером, придя с работы, скажите своему любимому ребенку: «Пойдем, поиграем! »

Так играйте со своими детьми!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка правилам пожарной безопасности»

         Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закладывают родители и воспитатели.
Если подойти к горящей свечке вместе с ребёнком, малыш поймёт, что от пламени исходит тепло, которое может быть очень горячим. Будьте аккуратны, ребёнок не должен обжечься!
       
Когда учить детей пожарной безопасности?

Дети воспринимают информацию лучше в возрасте 3-6 лет. В этом возрасте нужно научить ребенка правилам безопасности и объяснить, насколько опасен, может быть огонь. Придет время, и ребенок начнет проявлять особой интерес к огню. Не упустите этот момент - настало время познакомить малыша с огнем и рассказать о правилах безопасности.
Яркое пламя – это очень интересный для ребенка предмет. Подобные ситуации откладываются в детской памяти на всю жизнь, и, взрослея, ребенок будет знать насколько оно опасно.        

       Что делать если ребенок совсем маленький?
Спички, свечки, зажигалки, опасные электроприборы, легковоспламеняющиеся предметы и т.д. – необходимо хранить в местах недоступных ребенку. Проследите, чтобы ребенок не видел, что от него что-то прячут. Необходимо чтобы ребенок понял: пока он не научился пользоваться бытовыми приборами – трогать их нельзя. Пройдет время, и малыш поймет все сам.
          Малыш уже подрос?
Чем ребенок старше, тем больше вещей ему становятся интересными. Каждый день у ребенка будут появляться новые игры, и мир будет казаться красочнее и интереснее. К 7 годам малыш сможет уверенно пользоваться домашней техникой и разными электрическими приборами. В этом возрасте он, чаще всего отвергает помощь взрослых и отвечает: «Я хочу сам».
        В этом возрасте уже не следует прятать детей от огня. Учитывая естественную тягу детей ко всему новому, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. Но обязательно объясните ребенку, что нельзя играть с этими приборами и включать их без разрешения взрослых.
        В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта – малыш будет учиться пользоваться самостоятельно, пока не видят родители.
Помните: Запреты возбуждают любопытство, повышают стремление к самостоятельности и приводят к необратимым последствиям.

              Расскажите ребенку, как следует вести себя при пожаре!
 1. Ребёнок должен знать свой адрес, Ф.И.О. и номер телефона! Выучите эту информацию вместе с ним.
2. Огнеопасные приборы храните в недоступном от ребёнка месте.
3. Показывайте своим примером, что вы выключаете электроприборы, особенно мелкие приборы (утюг, фен, кофеварка, чайник и т.д.)
4. Расскажите, что в деревне или на даче без взрослых нельзя, подходить и включать обогревательные приборы (камины, батареи).
5. Не забывайте напомнить, что «спички – детям не игрушка»!
Как дети реагируют на первые признаки пожара?
 
         Огонь – это страшно! Что вы бы сделали на месте ребёнка? Да, спрятались бы в укромном месте, где бы вас никто не нашёл.
Даже если ребёнок захочет сообщить об опасности, страх – парализует! Ребёнок может кричать, но в таких случаях голос обычно садиться.
Пожарные в масках и широких костюмах - выглядят страшно. Ребёнок может напугаться, подумав, про что- то страшное из мира сказок.
Попробуйте придумать сказку о «маленьком неукротимом огоньке», расскажите, как быстро он растет и с какой скоростью умеет перемещаться. Подобные истории помогут ребенку ощутить силу и опасность огня. Таким же образом можно придумать правила безопасности. Для ребенка это будет очень полезно, а вам поможет избежать лишних хлопот.
 

         Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
1. Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!
2. Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!
3. Не искать укрытия в горящей квартире!
4. Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице!
5. Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 101 или 112 и звать на помощь соседей!

         Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую марлю и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги. Дым имеет свойство подниматься вверх.
      Родителям нужно постараться не напугать ребёнка, а вызвать у него желание быть внимательным и осторожным.
Огонь – это очень большая опасность!
Нужен ли план эвакуации?
Факт: Рисуя ситуации по  правилам пожарной безопасности и план эвакуации – вы поможете ребенку не напугаться и усвоить материал.
 
1. Разработайте план, согласно которому, у вас будет два аварийных выхода.
2. Покажите ребенку, каким будет план во время эвакуации.
3. Схематично изобразите планировку комнаты все выходы и входы.
4. Чтобы не напугаться, ребёнок должен знать все методы оказания первой помощи.
5. План эвакуации лучше повесить напротив двери в доступном для всех месте.
6. Напишите номера телефонов экстренных служб и положите под телефон. Пожарные и спасатели МЧС – 101 и 112.
7. Научите ребёнка открывать запертую изнутри дверь.
Как случаются пожары?

         Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Детям хочется, как можно скорее, все узнать и испытать. Нельзя быть уверенным, что оставшись без присмотра, он не решит поиграть с опасными приборами. Родители должны помнить, что оставлять детей одних очень опасно. В случае пожара малыш не сможет самостоятельно выбраться. Помните, что спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в укромном месте.

                Что может послужить причиной пожара?
1. Ребёнок, увлечённый своей игрой, может положить игрушку в микроволновую печь. Включив её, микроволновая печь сразу же заискриться.
2. Оставленный на кухне ребёнок может включить конфорку плиты, даже не осознав это.
3. Включая, выключая лампочки, ребёнок может вызвать перенапряжение в сети. Лампочка может взорваться и стать причиной пожара.
4. Оставленные свечи после детского праздника или ухода гостей, могут сжечь весь этаж.
5. Пробегающий ребёнок может опрокинуть работающий утюг на ковёр, тот загорится моментально.
6. Дети любят играть с проводами. Если ребёнок перегрызёт провод - случится беда.
7. Любые электроприборы могут выйти из строя прямо у вас на глазах и воспламениться.

Проверяя правила пожарной безопасности – не забывайте задавать детям вопросы:

  • Начался пожар. Что делать?
    Звонить – 101, 112. Сказать фамилию, адрес, когда начался пожар.
  • На столе лежат спички. Можно ли их взять?
    Нет. Брать спички детям опасно.
  • Огонь только начал разгораться. Чем его потушить?
    Одеяло из плотной ткани, кожаная куртка, мокрое полотенце, огнетушитель.
  • Мама забыла на доске утюг. Можно проверить как он работает?
    Нельзя. Нужно попросить взрослых.
  • Как следует вести себя во время пожара?
    Не прятаться, не паниковать.
  • На столе стоит чайник. Можно ли включить его мокрыми руками?
    Нельзя. Вода – проводник тока. Нужно попросить включить взрослых.

                                       

                                     Уважаемые родители! 

      Давайте следовать правилам пожарной безопасности и обучать наших детей быть внимательными и осторожными.
Помните: знакомство с этими правилами должно начинаться с самого раннего детства. Пожар легче предотвратить, чем его потушить.
Не забывайте: гораздо легче предотвратить пожар, чем его потушить. Простые меры предосторожности помогут вам обезопасить себя и своих детей.
                             
 Советуем почитать детям:
 
1.     Баданов  М.  «Костер».
2.     Барто  Д.   «Гроза».
3.     Бороздин  В. «Поехали!»
4.     Волынский  Т.  «Кошкин дом».
5.     Гардернес  Э.  «Старший брат».
6.     Голосов  П.  «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке».
7.     Дмитриев  Т.Т.  «Варя - электросварщица».
8.     Жигулин  А.  «Пожары».
9.     Житков  Б.  «Пожар в море», Пожар», «Дым».
10.   Зуев  К.  «Машину проверяю».
11.   Ильин  Е. «Солнечный факел».
12.   Иоселиани  О.  «Пожарная команда».
13.   Куклин  Л.  «Сталевар», «Кузнец», «Пожарный».
14.   Маршак  С.  «Кошкин дом»,  «Вчера и сегодня (отрывок), «Пожар»,   «Рассказ о неизвестном герое»..
15.   Михалков  С.  «Дядя Степа» (отрывок).
16.   Новичихин  Е. «Ноль - один»,  «Спички».
17.   Оленев  К. «Красная машина».
18.   Орлова  Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел».
19.   Пермяк  Е. «Как Огонь Воду замуж взял».
20.   Распутин  В. «Костер».
21.   Смирнов  О. «Степной пожар».
22.   Сухомлинский  В. «Воробышек и огонь».
23.   Толстой  Л. «Пожар», «Пожарные собаки».
24.   Фетисов Т. «Куда спешат красные машины».
25.   Холин  И. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
26.   Хоринская  Е. «Спичка-невеличка».
27.   Цыферов  Г. «Жил на свете слоненок».
28.   Чуковский  К. «Путаница».
29.   Яковлев  Ю. «Кто о чем поет?»



Предварительный просмотр:

        Консультация для воспитателей на тему:

               «Партнерство  семьи  и ДОУ как условие            

             психофизического здоровья дошкольников».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования:

  •  Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
  • Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

 

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического и социального развития ребёнка. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, адаптации его к влияниям природной и социальной среды. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей - самые актуальные. Во многом здоровье ребенка зависит от взрослых – родителей и педагогов.

 Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ориентирует на решение следующих задач:

1.      охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.      создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

3.      формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Значит, здоровье дошкольника полностью на нашей совести. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи с чем необходимо объединить усилия педагогов и родителей воспитанников, найти эффективные формы взаимодействия по воспитанию культуры здоровья ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни.

Педагогический коллектив ставит задачи в работе с родителями:

  •  Планирование модели сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью детей.
  •  Повышение психолого-педагогической культуры родителей, повышение роли семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей.
  •  Изучение, обобщение, распространение лучшего опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей.
  • Формирование у родителей и детей практических умений и навыков в области физического воспитания и укрепления здоровья.
  • Пополнение материальной базы ДОУ спортивным и медицинским оборудованием с учетом требований ФГОС ДО.

В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать положения, которые определяют содержание всей работы, ее организацию и результативность:

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребенка, интересов и способностей всей семьи, семейного уклада, традиций.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду. Ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребенка как ценности.
  • Соблюдение преемственности и единства требований, что достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка и приобщения его к ЗОЖ хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  •  Систематичность и последовательность работы.

Условиями эффективного сотрудничества с родителями являются:

1.      Наличие системы работы дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

2.      Компетентность педагогов ДОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т. ч. коммуникативной компетенции.

3.      Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями.

В соответствии с этими положениями и условиями в детском саду используются разнообразные формы работы с семьёй.

  •   Информационно-аналитические: индивидуальные беседы, индивидуальные консультации воспитателя или специалиста, анкетирование, социологические опросы и др., что позволяет проанализировать условия и образ жизни семей воспитанников ДОУ, спланировать дифференцированную работу.

    Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, его полноценную социализацию, физическую подготовку, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе, педагогам и родителям важно быть партнерами в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Родители имеют уникальную возможность получить грамотную консультацию специалистов – руководителя ДОУ, медицинской сестры, врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, старшего воспитателя. Консультации планируются на учебный год. Предусматриваются наглядные и устные: подгрупповые и индивидуальные. Тематика их разнообразна, учитываются пожелания родителей. На подгрупповые консультации родители приглашаются, на индивидуальные консультации ведется предварительная договоренность со специалистом. Консультации способствуют повышению психолого-педагогической культуры, пересмотру жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Родители могут рассчитывать на компетентную помощь грамотного специалиста в любой ситуации.

    Консультации медсестры всегда востребованы, так как позволяют родителям знакомиться с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития. Медицинским работником ведется целенаправленная санитарно-просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.

    Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям. Консультации педагога-психолога способствуют не только педагогическому просвещению родителей, но и психологическому сопровождению семьи в определенный период, психологической подготовке детей к обучению в школе, гармонизации детско-родительских отношений«Слушать ребёнка. Как?»«Что такое моя семья»«Семья – это слово родное»«Искусство быть отцом» и др.

  •  Информационно-наглядные«Азбука здоровья»,  наглядная  информация на стендах и сайте ДОУ, папки-передвижки, рекомендации по профилактике заболеваний, физическому воспитанию и укреплению здоровья, закаливанию, памятки, буклеты, фотовыставки «Мы со спортом крепко дружим!»«Малыши-крепыши делают зарядку!»«Воспитание здорового ребенка»«Здоровье ребенка – в чьих оно руках?»

    Наглядно-информационные: информационные проспекты, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры непосредственно образовательной и других видов двигательной и оздоровительной деятельности детей, закаливающих процедур, режимных моментов, просмотр видеозаписей, мультимедийных презентаций, фотогазет. Дни открытых дверей пользуются среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения своего ребенка. Открытые мероприятия позволяют увидеть, как общаются педагоги с детьми, использовать их положительный опыт, осознать свои успехи и недочеты, поделиться своими наблюдениями и достижениями. Цели открытых просмотров разнообразны в зависимости от вида и темы мероприятия, детской деятельности, но основная задача – создание команды единомышленников, формирование готовности к эффективному взаимодействию педагогов и родителей, так как от эффективности сотрудничества педагогов и родителей зависит состояние здоровья, уровень развития и качество подготовки ребенка к школе.

    Познавательные (коллективные, подгрупповые): конференции, тематические консультации, родительские собрания, «круглые столы», семинары-практикумы с обучением приемам и методам оздоровления ребенка (разные виды гимнастик: дыхательная, зрительная, пальчиковая, утренняя, бодрящая, массаж, самомассаж, родительский клуб, педагогическая гостиная, устный педагогический журнал, педагогический брифинг и др.).

  •  Эффективной формой сотрудничества являются встречи в родительском клубе. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений. В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемам оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив. Досуговые: совместные досуги, «Дни здоровья», спортивные праздники и развлечения. Совместные досуговые мероприятия повышают компетентность родителей в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также повышают авторитет, укрепляют роль влияния положительного примера взрослых, служат источником  формирования добрых семейных традиций.

     Таким образом, в тесном содружестве с родителями воспитанников в детском саду целенаправленно используются здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья дошкольнику; способствуют воспитанию у детей культуры здоровья; формируют представления о здоровье как ценности; повышают мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У родителей значительно повышается ответственность за воспитание здорового ребенка, появляется желание сотрудничать с педагогами детского сада, желание создавать и укреплять добрые семейные традиции активного здорового отдыха.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Удивительные занятия оригами»

              Трудно встретить человека, который бы в детстве не был знаком с моделями, сделанными из бумаги - самолетики, кораблики, хлопушки, шапочки из квадрата бумаги. Но, пожалуй, не все знают, что это - японское искусство сложенной бумаги и называется оригами.

            Кому незнаком маленький японский журавлик, сложенный из квадрата бумаги? А прилетел этот журавлик из седой старины 6-го века н.э., издревле почитался японцами как символ надежды, долгой жизни и счастья. В древней Японии искусство складывания передавалось от родителей к детям, "от сердца к сердцу", из рук в руки, рождая великих мастеров.

            Благодаря своей универсальности, искусство оригами способно легко переходить от простой детской забавы к сложной художественной форме и наоборот, поэтому оригами сегодня используется и в качестве развлечения, и является важным фактором в образовании.

Для чего нам нужно искусство «оригами»?

Давайте поговорим об этом, дорогие родители.

Овладевая техникой оригами, ребенок учится общаться с бумагой, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи ребенка. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, а они еще и разнообразны. Очень важно и то, что в процессе оригами работают обе руки. Поэтому оригами гармонизирует работу обоих полушарий мозга, что способствует развитию творческих задатков у ребенка.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами легко соединить с игрой: сложив из бумаги поделки, ребенок может пересказывать с их помощью знакомые сказки, придумывать свои истории и обыгрывать их, что немаловажно для развития речи ребенка. Достоинство оригами еще и в том, что этим увлекательным делом можно заняться с детьми где угодно: дома, на даче, в поезде и т.д. Для этого не нужно специальных приспособлений, инструментов - достаточно иметь обычный лист бумаги.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Общие правила при обучении технике оригами:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

  С какого возраста можно начинать заниматься оригами? 

          Опыт показывает, что некоторые задания прекрасно могут быть выполнены детьми уже в 3-4 года. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять более сложные фигуры и составлять из них композиции на разную тематику. Благодаря этой удивительной технике, вместе с ребёнком вы можете отправиться в удивительные путешествия по Африке, Антарктиде, или заглянуть на дно океана и познакомиться с морскими обитателями. Фантазия вашего ребёнка подскажет, в каком направлении вам двигаться!

Вы и сами можете сделать с детьми простые поделки. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. А что-то можно и преподнести в подарок близким. Оригами - это приятное времяпрепровождение для всей семьи!

Для занятий с детьми дома можно использовать следующую литературу:

1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги».

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане».

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Собаки и коты».

5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветущий сад оригами».

6. Коротеев И.А. «Оригами для малышей».

7. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»

8. Соколова С.В. «Сказки из бумаги».

9. Приложение к журналу «Оригами». «Русские народные сказки».

10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...